?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Заметки на бегу: пожиратели собственного времени
psilonsk
time 5
Начнем с оптимистичного высказывания: время нашего пребывание в этом мире ограничено, а, стало быть, ограничено и время, которое мы тратим эффективно, «на дело» – работу по найму, свой бизнес, достижение высот в спорте или искусстве и т.д. В общем, на все то, что требует непрерывного совершенствования и позволяет оставить свой, пусть очень маленький, след в истории человечества. )
Несложно прикинуть, сколько времени нужно потратить, например, на овладение профессией менеджера проектов. В году 247 рабочих дней. Вычтем из них отпуск, болезни, отгулы и т.д. – получим примерно 200 рабочих дней. Предположим, наш условный менеджер крут и эффективен, в офисе тупит не очень сильно и каждый день на работу тратит аж 5 часов. Стало быть, за 10 лет наш герой потратит 10 000 часов на овладение профессией.
Думаю, сегодня уже все, а, особенно, те, кто читал книги Малькольма Гладуэлла), знают, что 10 000 часов – время, необходимое для того, чтобы из новичка стать мастером в любом деле (на некоторые профессии времени нужно гораздо меньше).
Так, невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Заметьте, никто не говорит о работе 7 дней в неделю по 12 часов без отдыха, как любят проповедовать разные «мотивационные спикеры». Обычный равномерный офисный труд и работа над собой.
Это объясняет, кстати, почему не бывает хороших менеджеров проектов моложе 30 лет. И тренеров хороших моложе 30 тоже быть не может. И консультантов – тем более.
Но речь даже не об этом, а о том, как грустно видеть людей, особенно – молодых людей студенческого возраста, тратящих время на неквалифицированный труд и добровольно (!) растягивающих те самые 10 000 часов на более долгий срок.
Люди, сидящие на кассе в Ашане, тратят свое время впустую.
Люди, проверяющие билеты в электричках, тратят свое время впустую.
Люди, разгружающие фуры, тратят свое время впустую.
Список можно продолжать и продолжать. Обидно за них.


promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Совсем не согласен.

Я был хорошим менеджером проектов с международной командой в десятки человек в 27-28 лет.
Это доказано как признанием всех стейкхолдеров проекта, так и бенчмаркингом по бюджету, времени и результатам по сравнению с аналогичными проектами.
Кроме наработанного опыта на компетенцию оказывают влияние теоретические знания, менторы, с которыми человек работал и т.д.

Ну а если брать спортсменов, музыкантов и тд - то это вообще ерунда. Месси в 18 блистал в Барселоне. И дело не в 10 000 часов тренировок, а в таланте в первую очередь.

Вы же понимаете, что 28-30 при работе больше 5 ч в день (я привел в пример средней ленивости менеджера) - одно и то же? )

Месси начал заниматься футболом в возрасте пяти лет, в местном клубе «Грандоли», тренируемом его отцом Хорхе[17].
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D1.88.D0.B0.D0.B3.D0.B8

Не удивительно, что, начав в 5 лет, к 18 годам (+ 13 лет) Месси блистал в Барселоне. Талант тут не при чем.

"Люди, сидящие на кассе в Ашане, тратят свое время впустую.
Люди, проверяющие билеты в электричках, тратят свое время впустую.
Люди, разгружающие фуры, тратят свое время впустую."
Я думаю просто кушать и жить хочется... И еще - не всем хочется быть выдающимися и выделяться. кому то достаточно - детей, семьи и стабильной работы.

Существует огромное число работ, которые позволят кушать и жить, при чем гораздо лучше. Менеджер по продажам может зарабатывать больше. Няня может зарабатывать больше. Ну и т.д. Просто другая степень ответственности, которую некоторые очень боятся на себя брать...

Ну, про студентов я даже спорить не буду - если ты нашел в себе силы поступить в вуз, то ты можешь претендовать и на работу получше (даже при отсутствии притязаний).

менеджер по продажам- это еще надо уметь.
Няня - детей надо уметь расположить.
Это это уже качества другие - в отличии от продавца или грузчика.
А причем тут студенты? ;)

Студенты особенно известны умением провафлить свое время. )


10 000, мне кажется, это достаточно условное число, но, в целом, с необходимостью большого труда спорить сложно. Я бы добавил еще несколько тезисов:

1. Главное и необходимое требование к успеху в каком-то деле - очень большой интерес к этому делу. Этот интерес и повлечет за собой большой труд и соответствующее приобретение знаний и умений.

2. Вполне возможно, большой интерес (и сопутствующий ему труд) это не только необходимое, но и достаточное требование. Я достаточно скептически отношусь к необходимости "таланта" или “одаренности”. По-моему, это просто синонимы большого интереса к чему-то. И если есть интерес, то все что нужно - это время и dedication. Можно добавить необходимость наличия “силы воли”, но это тоже можно отнести к разновидности интереса, т.е. к наличию достаточно большого стимула.

3. Сомневаюсь, что можно стать выдающимся специалистом работая только "на работе" или только по 4-5 часов в день. Профессионалом, крепким специалистом, успешным человеком - да. Но для достижения в самом деле больших вершин - надо думать о своем деле почти всегда. Это, кстати, часто недооценивается. Очень много времени уходит на поездки, прогулки, пробежки и т.д., во время которых люди не занимают свой ум размышлениями, как это стоило бы того.

4. Фактически, любое обучение и приобретение каких-то знаний и навыков - это перестройка мозга. Она может быть средней интенсивности, но тогда и результаты будут средними. Просто набирать "количество часов" - это мало. Важно еще создать достаточно высокую интенсивность обучения, чтобы процесс перестройки мозга проходил наиболее эффективно, и новые связи не пропадали (“выучил и забыл”), а закреплялись. Не менее твердо, чем, например, знание родного языка. Здесь можно провести аналогию с физическими упражнениями. Если в тренажерном зале заниматься много, но со слабой интенсивностью, то результаты будут средними, даже если занимаешься много лет. Перестройка и развитие мозга и мышечной памяти (для выполнения каких-то действий) - мне кажутся во многом похожими на перестройку и развитие мышц.

5. Конечно, практика не менее важна, чем теория. Когда что-то делаешь сам, то связи образуются намного более интенсивными и прочными, чем при пассивном изучении теории. Более того, важно почувствовать что-то "своим", как бы "переоткрыть это самому", чтобы новые знания и умения стали в самом деле частью тебя, а не чем-то внешним и непрочным.

Я про интерес не совсем уверен... В детстве интерес один - погулять и поиграть. Многих будущих талантов (того же Баха, например) чуть ли не палкой били, усаживая за инструмент. Я думаю, детей придется заставлять что-то делать.)

По поводу вашего пункта 3 - да, конечно. Просто многие мальчики и девочки, присылая резюме на позицию ПМ этого не понимают. )

С остальными пунктами вдвойне согласен (как раз приполз из зала). ))

Читал давно эту книжку, Малькольм качественный писатель. Теория 10000 часов весьма жизнеспособная. Мозг такая штука, что адаптируется под окружение и деятельность, хоть и медленно. Когда человек в начале карьеры, он готов свернуть горы, но сколько бы он не пыжился его эффективность крайне низкая, то вдохновения нет, то все мешают и т.д. С другой стороны, мастер одним ударом вышивает нужные результаты.

В молодости хочется всего и сразу - это главная западня на пути к становлению. Еще одно самомнение молодых - это "я самый умный и самый важный, все кругом дураки и ничего не понимают".

Как говорил Томас Уотсон младший: «Ничто на свете не заменит упорства. Талант? Талантливые неудачники – сплошь и рядом. Гений? Непризнанные гении вошли в поговорку. Образование? Мир переполнен дураками с хорошим образованием. Лишь упорство и труд все перетрут».

В действительности выдающийся гений и талант - очень редки, чтобы делать человека выдающимся без каких-либо действий. Деятельность это основа для любого гения и талантливого человека. Без опыта, информации и знаний любой гений и талант скорее потухнет, чем что-то стоящее родит. Да и история не приводит гениев, которые бы отроду вдруг что-то придумали, скорее история приводит сюжеты, когда гении трудились в поте лица круглыми сутками напролет, чтобы что-то из себя родить.

Еще одна важна вещь теории в том, что творческую деятельность, вдохновение и изобретательство можно поставить на поток именно активной и целенаправленной деятельностью. И что вдохновения, инсайты и озарения это не мистика, а результат деятельности исследователей. Когда человек ничем не занимается и ничего нового не узнает, то скорее всего к нему никогда не придет, ни вдохновение, ни открытие, но озарение.

"Когда человек в начале карьеры, он готов свернуть горы, но сколько бы он не пыжился его эффективность крайне низкая, то вдохновения нет, то все мешают и т.д. С другой стороны, мастер одним ударом вышивает нужные результаты. " Именно. Тут недавно был ЧМ по хоккею среди восемнадцатилетних, а потом сразу за ним начался ЧМ для взрослых - так все и есть. )

"Да и история не приводит гениев, которые бы отроду вдруг что-то придумали, скорее история приводит сюжеты, когда гении трудились в поте лица круглыми сутками напролет, чтобы что-то из себя родить." Один из моих преподавателей говорил: "Что такое научная интуиция? Это просто огромный опыт."

Ну а про среду и целенаправленные усилия по развитию - все так и есть. Я потому и написал пост - обидно, когда этому не учат в вузах, а люди не понимают сами.


Моя хорошая подруга - преподаватель танцев - иногда отвечает тем, кто ноет, что "ничего не получается, я бездарность":
"Вы сначала позанимайтесь три года каждый день по шесть часов, а потом, если у вас по-прежнему ничего не будет получаться, я соглашусь, что вы-таки бездарность!"

Про студентов: любой студент ВУЗа может работать репетитором по профилирующему предмету (ох, меня в свое время эта подработка несказанно выручала))) Еще я работала переводчиком, но это мне со старшими друзьями повезло, помогли устроиться - без диплома это было не так просто.
А кем вы работали в 18-20 лет? ;)

Я подумывал о научной карьере, поэтому работал в одном НИИ математиком. )) Еще у меня была одна подработка... Не, отдельный пост напишу про это - завтра. ))

я правильно понимаю, что если я буду читать книги по построение ядерных реакторов, через 10 тыс часов, я смогу их строить без проблем?

Нет. Но если вы начнете сейчас строить реакторы, то через 10 000 ч вы сможете их строить без проблем.

<Список можно продолжать и продолжать. Обидно за них.>
Время с 18 до 25 лет я потратил примерно вот на ту фигню, которая описана выше. И мне сейчас очень обидно за то время. Потому что оно прошло, и больше его не будет. Потому что я сейчас такой, а тогда был другим. Но это был я. Это было моё время. И сожалею я о своём.
Сожалеть о карме сотрудника "Ашана" - это всё равно, что сожалеть о том, что у мух крылышки не такие изящные как у ласточек.

ммм...

волшебная сила, чудесное занятие -
таскаю воду и рублю дрова

Ван-Юнь

если это был наброс, то хороший годный, а если серьезно - то любая "средняя температура по больнице" существенно подрывает доверие к теории. Меня сильно удивляет, когда люди искренне верят фразам типа "для того, чтобы привычка стала привычкой, нужен 21 день".

Не, не вброс. ))
Так тут и не 21 день, а целых 2000. А то и больше.

Согласен с общим месседжем поста, но это еще не единственный фактор, который влияет на успех.
Могу порекомендовать прекрасную книжку на эту тему, которую по-моему не переводили на русский. Называется The Talent is overrated. По первой же ссылке в гугле вываливается .пдф

Спасибо, почитаю.

Хорошая тема ))
Актуальная!
Я сама ученикам говорю - нарисуйте 100 рисунков, а потом только начинайте критиковать первые.
Другое дело - заниматься тем, к чему душа не лежит, тут и 10тыщ не помогут.

Именно!
А 10 000 ч на то, что не нравится, потратить довольно сложно.

странная какая-то мысль про кассиров в ашанах.. если все пиэмами будут, то кто будет кассирами? должна быть прослойка исполнителей, это нормально, к тому же социальные классы никакая демократия еще не отменяла.
а вообще в очередной раз вспомнился плакат в первом классе о том, что талант - это на самом деле лишь 1% таланта и 99% пота, как-то так :) с вдохновением, кстати, то же самое. оно не бывает так просто вдруг. на ньютона могло хоть 10 яблок упасть, но если бы они упали на 10000 часов раньше, то это были бы просто упавшие яблоки))

Вот интересно, много потенциальных (и действительных) исполнителей так рассуждают? Обычно такая логика как раз не от исполнителей. )


Life is not fair. It's evolution.

  • 1