psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Categories:

О принятии решений в проектах и эвристике репрезентативности



Так уж мы устроены: оценивая какой-то объект, мы ищем в нем черты и свойства, которые соответствуют предварительно сформированным стереотипам. Т.е. мы оцениваем вероятность события по следующему принципу: стараемся найти в прошлом известное нам событие, которое похоже на оцениваемое, и считаем, что их вероятность одинакова.

Например, если гендиректор хочет нанять менеджера проекта, и у него есть стереотип, что лучший менеджер - мужчина с техническим образованием (возможно, у него есть положительный опыт работы именно с менеджером-технарем), то именно таких кандидатов и будут звать на интервью.

Эту ошибку называют ошибкой эвристики репрезентативности – предположение о том, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном, неверно.

Особенность (и проблема) заключается в том, что решение принимается не на основе логики и анализа, а на основе собственных ощущений - мы ищем подсказку в прошлом опыте и наших представлениях о том, как должен выглядеть правильный ответ.

Психологи проводили несложный эксперимент: человеку показывали статистику появления на свет мальчиков и девочек в роддоме в виде трех последовательностей:
1. МММДДД
2. ДМДДМД
3. ДДДДДД
и спрашивали, какая из них реальна. Человек отвечал, что вторая, а остальные никак не могут быть случайными. На самом же деле, все три варианта абсолютно равновозможны и равнослучайны.
Тут сразу вспоминается история с популярным плеером Apple Shuffle - песни в нем проигрывались в случайной последовательности, но пользователи стали жаловаться, что плеер чаще проигрывает одни композиции и реже - другие. Инженерам из Эппл пришлось сделать алгоритм проигрывания менее случайным, чтобы он выглядел более случайным. Проще изменить алгоритм, чем убедить людей, что они неправы. )

Ровно то же происходит и в ежедневной работе менеджера - он ищет в своем выборочном, узком опыте, кейсы, похожие на текущую управленческую ситуацию, и на основании этой ложной схожести принимает ошибочное решение. А решения менеджера, особенно высокого ранга, могут быть огого какими с огого какими последствиями. )


Tags: менеджмент, принятие решений, психология, управление закупками, управление изменениями, управление компанией, управление ожиданиями, управление проектами, управление рисками, управление финансами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments