?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Упражнение для менеджера: о молодости и лидерстве
psilonsk


Давайте-ка рассмотрим одну любопытную ситуацию - абсолютно реальную, кстати, но мы пока будем смотреть на нее как на модельную, чтобы не привязываться к отраслевой специфике. Пусть это будет история про программистов. )

Итак, жила-была одна проектная команда.

Она состояла из пары десятков человек (разного возраста, от 20 до 40) и трудилась на очень-очень конкурентном рынке, связанном с производством развлекательных продуктов. Основной продукт, который проектная команда производила, имел немалое число своих преданных пользователей, но по объективным характеристикам был хуже, чем аналогичные продукты многочисленных конкурентов.
Руководство компании было недовольно такой ситуацией, и многие члены команды были уволены (какая-то часть сама ушла), включая менеджера. Новый менеджер, Николай, обладает неплохим опытом в этой сфере и считается хорошим управленцем, хотя временами и не очень приятным в общении человеком.

На место уволенных сотрудников пришли новые, среди них немало молодых, очень талантливых, но самым ярким из вновь нанятых является Константин. Он проявил свои блестящие способности еще в школе, поражая окружающих зрелым подходом к решению сложных задач и высокой производительностью. Руководство компании купило этого вчерашнего школьника за весьма неплохие деньги, особенно если учесть, что ему только двадцать лет. Константин сразу получил должность тимлида, и, помимо выполнения рядовых рабочих обязанностей, руководство ожидает от него лидерских поступков - например, умения мотивировать команду в трудные для проекта времена.

Поначалу все пошло неплохо, команда выпустила пару удачных релизов, на которые рынок отреагировал позитивно. Но вдруг что-то пошло не так. Качество продукта начало падать, в нем появлялись ошибки, и даже гений Константина не всегда помогал их найти и исправить.

После очередного неудачного релиза, в котором еще и сроки поставки были нарушены, Николай собрал проектную команду, чтобы обсудить с ней шаги по исправлению ситуации. Он сказал: "Ребята, мы опять погружаемся в жопу. Сегодня пятница, а у нас в среду релиз, и мы не можем его провалить. Есть куча ошибок и мелких недочетов, которые надо исправить. Я хочу, чтобы вы поработали в выходные, чтобы релиз был сдан в срок и с нормальным качеством. А выходные потом отгуляете, дам вам каждому по два дня попозже. Так что жду всех в офисе в субботу к девяти утра. Ок?"
Команда обратила свои взоры на лидера, и Константин кивнул: "Ок, шеф".

Тут надо вспомнить, что в проектной команде были разные люди, в том числе и существенно семейные. ) Их планы и договоренности пошли прахом, и вместо заслуженных выходных они получили два дня напряженной работы. Да и вообще, планы на выходные бывают ведь не только у семейных людей.

Об этой истории стало известно нескольким бывшим сотрудникам компании, и они в своих твиттерах-инстаграмах начали язвить:
"Ну да, наняли тимлида-пионера, чего вы хотите?"
"Вот в наше время можно было послать менеджера с такими предложениями куда подальше, а сейчас-то жрите, не подавитесь."
"Кто-то вообще читает трудовые договоры? Костя - слабак, он должен быть настоящим лидером, а не тряпкой."

Сложно сказать что именно повлияло на результат, но несколько следующих релизов команда выпустила в срок и с высоким качеством. Есть мнение, что после каждого неудачного релиза теперь команде придется работать без выходных.

Внимание, вопрос. Какая оценка ситуации вам кажется наиболее верной?

Вариант А. Костя все сделал правильно, успех продукта важнее всего, тем более, что выходные дадут отгулять потом. Опыт успешных следующих релизов это подтверждает. Наверное, это и есть лидерство.

Вариант В. Костя должен был вступиться за команду и не допустить этого овертайма. Действительно, не стоило назначать тимлидом такого молодого человека, пусть даже он и суперпрофи. Быть лидером человек в таком возрасте не может.

Вариант С. Костя должен был обратиться к команде и публично получить согласие на этот овертайм, например, голосованием. Даже если решение не было бы приятным, Костя не был бы в этой истории крайним.

Вариант D. Моего варианта нет, отвечу в комментариях.




promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
проблемы у кого начинаются? у нормального лида нет проблем вывести команду, даже семейных. Вопрос в мотивации и аргументации. А вовсе не в каких-то там планах. тем более, что это всё будет компенсировано. Те, кому не нравится, могу уйти и этот их выбор тоже нужно уважать. Но и они должны понимать весь расклад. Не нужно плодить инфантилов.
Конкретно в этом кейсе ясно, что если и далее такие релизы-то все на улицу.
Спрошу ещё раз, в чём суть кейса? В команде же конфликт не возник. Ну кто-то из бывших сотрудников что-то сказал. Ну так это вопрос зрелости самооценки каждого-обращать или не обращать на это внимание.

Проблемы начинаются у всех, кто с этим не согласен.) Даже если это правило преподнести не как наказание за факап, то оно все равно будет восприниматься как наказание.

Почему же инфантилов? Как раз инфантилы бросаются каждый раз на амбразуру, зрелые люди находят эффективный рабочий ритм и следуют ему. Мне кажется, что вы воспринимаете отказ работать в выходные как синоним неработы вообще. Но это же не так.

нет, я так не считаю.
в данном случае был конкретный кейс про выход в выходные.
Зрелые люди прежде всего умеют преодолевать стресс от такой ерунды как выходные на работе, если уж все фапакнулись. В данном случае был ещё какой-то выход? если да, можно было и его рассмотреть и не бросаться на амбразуру. Но боюсь, в случае релиза в среду вряд ли.
Есть ещё такой момент про выходные. у людей иногда бывают форс-мажоры и просто срочные дела посреди недели. И если относится к ним по-человечески и с пониманием, то и они к тебе и к работе будут относится по-человечески и с пониманием.

"И если относится к ним по-человечески и с пониманием, то и они к тебе и к работе будут относится по-человечески и с пониманием. "

Вот очень верное замечание. А то в последнее время всё с двумя крайними позициями сталкиваюсь: либо "пусть пашут когда надо, а то уволю, либо "да никто тебя не имеет права в выходной вытаскивать". С первой соковыжималкой всё и так понятно, а адептов второй всегда очень хочется спросить: а вам что, в рабочее время никогда никуда отпрашиваться не приходится, что ли? Не проще ли иметь с работодателем некий буфер доверия: когда надо, ты выходишь внеурочно, а когда тебе надо, тебя отпускают. Если этот баланс без явного перекоса в какую-то одну сторону, то вполне можно это всё сделать без формальных согласований и бумажек типа "отгул за прогул"

спасибо, что правильно поняли и развили мою мысль.

Крайность позиций вообще обычно признак упрощенчества до полной профанации. Еще ни одна писаная инструкция не отразила реальность настолько чтобы обойтись без устных дополнений




Жму руку, товарищ! Отлично сформулировано. :)

С уважением.


Широко известный в узкий кругах Андрей Орлов описал это лаконичнее:

17. Тезис "Проблемы фирмы - мои проблемы" я не принимаю абсолютно, но только вместе с тезисом "Мои проблемы - проблемы фирмы".

> если уж все фапакнулись.

Вопрос в том, чья это вина. И работает ли этот самый, чья вина, в выходные наравне со всеми.
Если вина факапа - неуёмное желание верхнего руководства по внедрению никому не нужных фич в ущерб нужному, например, то на настроение команды это будет влиять понятно как.

поиски виноватого не конструктивны. Ошибаются все. И чо? Конструктивно искать корневую причину и устранять её. для этого есть разные ретроспективы и прочие методы.
Да и редко кто-то конкретно виноват так, что весь релиз летит нафиг. Это, кстати, очень простые случаи. Как правило проблемы системного характера.
что касается внедрения никому ненужного по мнению кого-то из команды, то не он определяет приоритеты, а тот, кто заказывает всю музыку и платит за неё. Плюс часто у разработчика и пользователя системы разное видение нужности фич. Поэтому есть продакт-менеджеры.

>поиски виноватого не конструктивны.

Это если есть бюрократическая процедура и формальные правила.

Так-то обычно кто виноват - знают все. Пусть даже и в формате "в этот раз накосячил отдел А, но вслух остальным этого не скажут, отдел А знает, что накосячил Иванов, но вслух остальным этого не скажут". И вот если в этой ситуации все выйдут пахать, а Иванов от этих отмажется, а отдела А в общем будет работать спустя рукава, то в следующий раз никто в выходные не выйдет.

ну давайте не будет считать людей в кейсе идиотами. Не допускать такого-работа руководителя.

а стучать на иванова тоже нельзя?

вы хотите, чтобы я вам рассказала, что делать с каким-то Ивановым в варианте реальности mindfactor? Да фиг знает какие у него ещё перверсии. И как меняется кейс с вводом этого Иванова. По всей видимости, редиска этот Иванов.
Я вот лучше Петрова предложу. Давайте там будет Петров-такой герой, который все спасает в ночь с пятницы на субботу за бутылкой пива и сушкой. И так каждую пятницу. Команда выдыхает, начальство довольно и спонсирует Петрова пивом и сушкой на постоянной основе.

Присоединяюсь.
Задача субботника - сдать релиз, а не наказать виновных

  • 1