?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Притча о проактивности
psilonsk


Есть такая, пересказываемая на разные лады, притча о проактивности:

Один работник зашёл к барину и говорит:

— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:
— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:
— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.
— Барин! Точно, с Семеновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.
— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, почём?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:
— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.

Тут входит Иван и говорит:
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:
— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?


Не знаю, понял ли работник, а я не очень понимаю. ) Почему так сложно нормально поставить задачу? Почему Иван распоряжается ресурсами барина по своему усмотрению? С чего это модель поведения Ивана считается достойной подражания?



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Про Резерфорда, если мне не изменяет память, рассказывали, что он давал своим аспирантам задание. Если, выполнив задание, аспирант приходил и спрашивал, что делать дальше, его увольняли.

Есть целые категории работ, где инициатива не приветствуется. Как правило, они связаны с физическими действиями.
Ну, и в процессном подходе, где весь процесс расписан регламентами и инструкциями вплоть до текста того, что надо говорить клиентам.

В остальных случаях желательно, чтобы сотрудник понимал цели, задачи и потребности предприятия и действовал самостоятельно исходя из них (в пределах своей компетенции, разумеется, а при выходе за них -- эскалировал вопрос на правильный уровень и в правильной формулировке).

Про формулировку, кстати, критично.

я бы уволил тех, кто не спрашивает. У нас таких много - выполнит задание и сидит, чаи гоняет. Ждет, пока начальник сам его найдет, догадается, что тот без дела и снова чем-нибудь загрузит

У Резерфорда, полагаю, идея другая была.
Чтобы выполнивший задание аспирант попытался родить из результата нечто новое, а не просто тупо выполнял, что скажут.
Подозреваю, он как раз пытался воспитывать исследователей, а не исполнителей.


это тоже имеет право быть, и очень даже имеет.
Тут, как и в этой притче, важно, чтобы работник заранее понимал, какая у него зона ответственности, и что от него в принципе ожидается.
А то ведь есть хитрые начальники, которые любят поговорки типа "власть не дают - ее берут" или там "победителей не судят". Очень удобно - если работник взял на себя инициативу и справился, похвалить его. А если не справился или сделал не то - наказать за то, что взял инициативу без спроса. А сам начальник вроде как прав и чист при этом в любой ситуации.

Edited at 2016-10-30 06:51 pm (UTC)

Это да, но такая гнильца начальства все же обычно видна заранее.

  • 1