?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Конус фальсификации
psilonsk


Каждый приличный бизнес-тренер знаком с понятием "конус обучения" (вообще-то в оригинале он называется конусом опыта - Cone of Experience).
На картинке нарисован треугольник, но сути это не меняет.)

Конус ранжирует методы обучения (у основания самые эффективные) и показывает, какой процент информации от общего потока обучающийся способен запомнить и усвоить: 10% прочитанного, 20% услышанного, 50% увиденного, 70% проговоренного и 90% того, во что поиграл и сам попробовал делать.
Модель эту предложил Эдгар Дейл еще в 1969 году, и с тех пор она стала очень популярной во всем мире.

Мне эта картинка всегда казалась немного странной: лично для меня чтение эффективнее слушания, сравнимо с наблюдением, а дискуссия вообще непонятная штука - полезность дискуссии сильно зависит от того, с кем ее ведешь. Проценты мне тоже казались неправдоподобно круглыми, но я всегда воспринимал их как иллюстрацию - тут не так важна точность, как идея.

И что же оказалось? Тухлая идея-то. Точнее, модель Дейла никак не связана с этими странными процентами. Никто, включая Дейла, не проводил никаких количественных исследований по качеству запоминания учебных материалов.
Более того, сам Дейл предостерегает от использования его классификации в качестве доказательства превосходства "практических" методов обучения над "абстрактными, теоретическими". Модель Дейла вообще не про обучение, она показывет разные уровни абстракции: от слов (максимальный уровень абстракции) к опыту, полученному в реальности (конкретика).

Основной вывод простой: нет никаких оснований утверждать, что практика лучше теории с точки зрения усвоения учебного материала. Оно, может, и лучше, но сначала это нужно доказать. ) И когда тренер продает вам тренинг и говорит, что "у нас практика, никакой теории", то за его словами, возможно, сплошь благие намерения, но точно не основанные ни на чем.

Не так интересны причины, по которым лжетеория столь популярна. Гораздо интереснее и печальнее, что мы разучились проверять достоверность информации, мы очень доверчивы. Да и станешь разве все проверять?     



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Но не могу не согласиться с треугольником в том, что если делаешь то понимаешь лучше.

Угу, вот только трапеция, а не треугольник.
Цифры в треугольнике взяты явно из "Справочника случайных величин" под редакцией С.О. Стели.

скажу из своего опыта преподавания ин.языков и наблюдением за тем, что делают другие:

домашние задания (практика), где нужно демонстрировать КОМПЛЕКСНЫЙ подход - после изучение теории, где новое осваивается, как часть КОМПЛЕКСА - лучшее, что может быть.

домашние задания и составление диалогов в классе (практика) без теории - это переливание из пустого в порожнее.

Edited at 2016-09-08 08:01 am (UTC)

Хотел написать похожее, но остается лишь поддержать коллегу: как минимум практика позволяет лучше запоминать материал.

Общее соображение: можно найти много отраслей деятельности человека, где соотношение "теоретических" и "практических" знаний будет разное и по-разному запоминаться.

В общем, эта таблица - какое-то сильное обобщение или разговор ни о чем. И обсуждение таблицы - еще меньше смысла имеет без конкретики.

Сначала прочитал нижнюю плашку как "имитация бурной деятельности". Походу не особо ошибся.

Такая же фигня была с пирамидой Маслоу. Сам Маслоу никакой пирамиды не рисовал и вообще и вообще писал, что для каждого человека иерархия потребностей в различных ситуациях может быть разной. Пирамиду нарисовали как понятную визуализацию его идеи, а затем она почему-то превратилась в аксиому.

Чем занимался Маслоу я узнал случайно лишь недавно:

Примерно полвека тому назад такие успешные, счастливые взрослые были исследованы психологом Маслоу. В результате обнаружилось несколько неожиданных вещей. Маслоу стал исследовать особенных людей среди своих знакомых, а также по биографиям и литературе. Особенность его исследуемых состояла в том, что они очень хорошо жили. В каком-то интуитивном смысле, они получали удовлетворение от жизни. Не просто удовольствие, ведь удовольствие бывает очень примитивным: напился, лег спать – тоже своего рода удовольствие.

Удовлетворенность была другого рода – исследуемые люди очень любили жить и работать в избранной ими профессии или области, получали удовольствие от жизни. Мне тут вспоминаются строки Пастернака: «Живым, живым и только,/Живым и только, до конца». Маслоу заметил, что по этому параметру, когда человек, активно живущий, бросается в глаза, присутствует целый комплекс других свойств.

Эти люди – оптимисты. Они доброжелательны – когда человек живой, то он не злой и не завистливый, они очень хорошо общаются, у них, в общем, не очень большой круг друзей, но верных, они хорошо дружат, и с ними хорошо дружат, общаются, они любят глубоко и их глубоко любят в семейных отношениях, или в романтических отношениях.

Когда они работают, они как будто играют, они не различают труд и игру. Трудясь, они играют, играя, они трудятся. У них очень хорошая самооценка, не завышенная, они не выдающиеся такие, не стоящие над другими людьми, но относятся к себе уважительно. Хотелось бы вам так жить? Мне бы очень хотелось. А хотели бы вы, чтобы таким ребенок вырос? Безусловно.

Edited at 2016-09-08 09:43 am (UTC)

Это не мой блог, поэтому грубить не буду, но ваша самореклама вместе с еще одним кексом выше вообще неуместна

В чем вы увидели саморекламу? В аватаре?

К иностранным языкам в принципе пирамида применима. К остальным знаниям не очень. Нафига проговаривать например теорию относительности, достаточно просто прочитать и понять суть.

Возникает вопрос, что считать информацией? Что именно запоминается? При изучении языка надо не только запомнить слова, но и понять правила ("просто прочитать и понять суть"). А далее, применять эти знания на практике, чтобы приобрести беглость владения навыками.

Но где вы будете применять "на практике" теорию относительности? От нее требуется нечто другое, как мне кажется.


самый эффективный способ запоминания - тупое повторение

а табличка бред, я на слух очень плохо понимаю, а читаю хорошо

Повторение - да, эффективно.
Но еще эффективнее - разнообразить, варьировать контексты, в которых встречается нужный материал.

И про то, что у разных людей разные способности тоже соглашусь - надо эксплуатировать свои сильные стороны, компенсируя слабые. При возможности и слабые тоже имеет смысл развивать.

Edited at 2016-09-09 09:22 am (UTC)

У меня от входа стоит блок на любой звуковой поток инфы. Потому что я не успеваю её перерабатывать в режиме онлайн, а это лёгкая добыча для манипуляторов. Поток действует напрямую на подсознание и закладывает нужные программы. Под это, собсно, и заточены все радио- и телесми.

Два последних утверждения требуют обоснования (понятно, о чем вы говорите, но под вопросом, в какой степени это верно: "напрямую", "все"...).

Но и речь здесь в топике о другом: об усвоении (запоминании) информации. А тут очень много аспектов, которые влияют на запоминание. Про повторение и про способности конкретного человека говорили. Можно еще добавить личный интерес: есть такое понятие как произвольное и непроизвольное внимание. Учителя часто сетуют: даты сражений запомнить не может, а даты рождения любимых певцов/артистов/футболистов знает на зубок. Так противоречие только в голове преподавателя от непонимания, как работает память. И т.д. и т.п.


Edited at 2016-09-09 10:30 am (UTC)

  • 1