psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Управление ожиданиями и ожидание управления
psilonsk


Одна из типичных проблем управления проектами, особенно у начинающих менеджеров (у меня ощущение, что я каждый второй пост начинаю с этой фразы) - разрывы в управлении ожиданиями на разных уровнях корпоративной иерархии.

Поясню на простом примере.

Вот представьте, есть матричная компания, и в ней - сложный интересный (особенно если вам нет еще тридцати) проект. В какой-то момент команда формирует у менеджера ожидание: очередная плановая веха будет достигнута через две недели, пятого августа. Тем самым у менеджера формируется ожидание - пятого все будет ОК. На статус-митинге (простите, я не хотел) со спонсором проекта менеджер сообщает, что все по плану, пятого августа веха будет пройдена. Теперь уже у спонсора сформировано ожидание.

Спустя неделю команда стыдливо прячет глаза и сообщает, что нет, не будет пятого ничего, увы. Ожидания у менеджера разрушены. И наступает тот самый неловкий момент, когда менеджеру придется их разрушить у спонсора.

Согласитесь, это не очень-то честно: менеджер не только получил разрушенные собственные ожидания, но должен принять на себя весь спонсорский негатив. Цена разрушения и последствия несопоставимы - на менеджера и его чувства всем плевать (особенно в матрице), а вот гнев спонсора значим и разрушителен. Разрыв на первом уровне не стоит ничего, разрыв на втором может стоить вам работы.

Что делать? Не строить ожидания спонсора (или любого значимого стейкхолдера) на хлипком фундаменте обещаний, полученных от команды, и уж точно не транслировать их спонсору в том виде, в котором вы их получили. Каждое обещание должно быть сформулировано так, чтобы:
=> спонсор понимал, при каких предположениях и ограничениях оно сформулировано и при каких условиях оно будет выполнено
=> для каждого обещания были проведены процедуры оценки рисков
=> был временной и ресурсный буфер для маневра
Собственно, так должна выстраиваться любая работа с вехами и плановыми сроками, но у кого ж на это время есть, тем более в матрице? )

Мне иногда говорят, что при таком подходе спонсор будет воспринимать менеджера как жуткого неуверенного в себе зануду. Отнюдь! При таком подходе спонсор, если он не идиот, будет видеть, что перед ним серьезный человек, который не дает пустых невыполнимых обещаний.

А если спонсор идиот, вам и вашему проекту все равно уже ничего не поможет.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
А этот "менеджер" о состоянии дел знает только со слов команды?
"команда формирует у менеджера ожидание"
"команда стыдливо прячет глаза и сообщает"

А откуда он еще может знать в матрице?

То есть, команда может тупо обмануть менеджера, а сам менеджер никак не может отследить то, чем занимается команда?

Если менеджер не контролирует процесс и не управляет рисками, а только передаёт спонсору то, что сказала команда, то он почтовый голубь, а не менеджер.
Матричная структура не мешает менеджеру собрать команду. Так себе оправдание.

(Deleted comment)
Менеджер не умеющий учитывать риски при формировании ожиданий очень быстро учится их учитывать, или идет вон из профессии, или оседает в компании где на результат всем плевать.
Вобщем-то по предмету поста сказать больше нечего.

Вот! Именно так выглядят будни "чистого" менеджера: вытянуть информацию с команды, довести управленческий поток сознания до команды, пойти к начальству, получить по балде и мямлить про управление рисками, условиями и буферами.

Для того, чтобы уверенно доносить сроки менеджер должен быть с понятиями о предмете производства. Тогда можно пинать команду по существу, отсеивать лажу, говорить спонсорам относительно реальные сроки.

Да, все правильно, я сторонник "квалифицированного", а не "чистого" менеджмента.

ну это хазин говорил, что раньше управляли специалисты, а сейчас эффективные менагеры

если проект не двигался, увольняли конструкторов, если совсем не двигался - генеральных конструкторов

Сталкивались, знаем :) Научена предупреждать заранее, если есть риск нарушить сроки.

" при таком подходе спонсор будет воспринимать менеджера как жуткого неуверенного в себе зануду "

к сожалению да. Адекватных спонсоров мало (так же как вообще адекватных людей). Поэтому "управление ожиданиями" часто балансирует на грани манипуляций.

На самом деле задача того же класса что и более известное "шеф , все пропало" - когда команда рапортует "Полундра!" а менеджер обязан удерживать и команду от паники и спонсора от подозрений. Только с другим знаком. Особенность в том, что при управлении плохими новостями менеджеру требуется мужество , это очевидно и либо оно находится либо менеджер сливается. А при том же с обратным знаком (придерживание не дурных а хороших прогнозов) необходимость хладнокровия не так очевидна, менеджер расслабляется, теряет революционную бдительность, почивает на облацех. Это очень коварная ситуация

"Адекватных спонсоров мало"

По моим техническим проектам один из бывших гендиров осознанно заключал договоры на нереальные сроки. Иначе их вообще не заключат. А потом шли куча допсоглашений, оправданий и т.п. Но всегда срабатывало, потому что менять коней на этих переправах было еще дольше

Да, кто-то что-то такое уже писал, возможно даже ты. А какая сфера деятельности? Кто клиенты - гос, не гос, зарубеж?

У меня только что уволили менеджера и его несколько фаворитов. Если заказчик говорил что у него финансирование допустим на один миллион и на пол-года, то он заявлял, что сделает все за три месяца и возьмёт пол лимона... Оказалось, что он психически больной человек, который загубил очень большое количество талантливых программистов, которые работали 24/7... Мораль сей басни такова, пока руководство разобралось с сумашедшим люди гибли за металл и Сатана там правил бал!

ура, справедливость восторжествовала

вы меня сильно смущаете так как какая может быть справедливость там где Сатана правит бал и люди гибнут за металл?

Вы так говорите, как будто менеджер получил пизды за просто так.

Во-первых не будем забывать что он получил "предоплату" за свои в будущем потраченные нервы. Когда он пришел к спонсору и рассказал о скором достижении вехи он ведь купался в лучах славы и получил благодарность, очки в карму...

Во-вторых если он работает только "передастом" то так ему и надо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account