psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Ицхак Адизес «Новые размышления о менеджменте»
psilonsk


На первой странице книги Ицхака Адизеса «Новые размышления о менеджменте» написано: "Посвящается Герману Грефу, президенту и председателю правления Сбербанка России".

Но тут даже не о Грефе речь, а о - "сюрприз" - переводе названия. Да-да, все та же история. В оригинале оно звучит как Insights on Management. Insight - непростое для переводчика слово. Вывод? Озарение? Проникновение в суть? Догадка? Плод интуиции? Глубокое понимание? Честно - не знаю, какой вариант лучший. Наверное, именно поэтому в русском языке прижалась калька "инсайт".
Но никак не размышления. Уж точно не раздумья.

Так вот, это важно, потому что это не книга размышлений, это именно инсайты - короткие заметки о менеджменте. Ну и Греф тут, видимо, не зря появился - многие из топиков посвящены опыту работы с клиентами из России.

Работая с русским клиентом, я пережил ситуацию, похожую на ту, что сложилась в ходе подготовки проекта для министра здравоохранения Ганы сорок лет назад. В России я занимался разработкой для клиента структуры региональной организации с филиалами в семнадцати регионах страны.
Когда я предлагал структуру для региона А, клиент возражал, что эта структура не подойдет для региона Б. Когда рассматривали структуру для региона Б, он начинал переживать, что она противопоказана региону А. Тут меня озарило: клиент пытался найти такую структуру, которая подойдет всем регионам сразу. О, наследие Советского Союза, где во всем искали единообразие.
Откуда такая любовь к единообразию?
Где источник такого уклона в организационной культуре?
И тут я вспомнил, что пережил нечто похожее в Гане сорок лет назад. Британские империалисты когда-то разработали единообразную структуру общественных услуг для всех своих колоний – для удобства контроля. В колониальную эпоху, когда обучали чиновника для работы в колониях, не важно было, куда его пошлют – все британские миссии и колониальные общественные организации были устроены одинаково.
В Советском Союзе, очевидно, применяли аналогичную практику – однообразие – как инструмент максимального контроля из Кремля.
Разрабатывая структуры филиалов для русского клиента, я пытался убедить его, что каждая территория может быть организована оптимальным для нее образом. Расстояния разные, есть коммуникационные сложности. Во многих российских городах нет прямого авиасообщения с Москвой. Приходится лететь с пересадкой. (А Москва – это центр России во многих смыслах слова.)
Вице-президент по филиалам испытывал крайнюю обеспокоенность в связи с использованием разных структур, поэтому я спросил себя: почему на Западе, в условиях рыночной экономики, мы чувствуем себя комфортно в условиях многообразия?
Я думаю, что в капиталистическом обществе результат важнее контроля. Измеряя итоги работы филиала, мы готовы мириться с его желанием отличаться от других, если это ведет к лучшим результатам. И нам не важно, как он этого добивается (конечно, в рамках закона и морали).


Топики желчные, язвительные, иногда - весьма по делу.) Адизес не щадит никого.

Бизнес-школы – болото, которое плодит малярийных комаров.
Я считаю, что попытки привить социальную сознательность зрелым лидерам бизнеса бесполезны. После года внушений, что прибыль – это ключевая цель и основа для расчета поощрений, дополняемых естественным желанием разбогатеть, развивать социальную сознательность так же бессмысленно, как лечить рак аспирином. Возможно, это на время притупит боль (то есть чувство вины), но разрушение не остановится.
Теоретически руководство организаций при принятии решений должно учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Нельзя игнорировать чаяния общества, работников и необходимость охраны окружающей среды.
Но на практике, если конкуренты получают больше прибыли, руководитель может потерять свою должность.
Что касается гипотезы, будто социально ответственные компании зарабатывают больше – возможно, так и есть, но обратите внимание: даже тут социальная сознательность оправдывается мотивом получения прибыли.
Вы скажете, что ответственные компании занимаются благотворительностью. Мне же кажется насмешкой, что Coca-Cola, например, выплачивает стипендию преподавателям социальной ответственности в бизнес-школе. Ведь эта компания скармливает миллионам людей сахар, разрушающий наше здоровье. То же самое касается McDonald’s и KFC.
Все это – фиговые листки.
Необходима новая теория управления и экономики, обосновывающая другие задачи, где прибыль – не цель, а побочный продукт ее достижения.


От нашего подхода к бизнесу Адизес в ужасе.
В одном из аэропортов Москвы я стою в очереди на посадку к стойке с пометкой «для первого класса». Она почти такая же длинная, как в экономкласс. Как же так? Дело в том, что в моей очереди стоят и те, кто летит бизнес-классом. А также часто летающие пассажиры, имеющие право на приоритетное обслуживание, и те, кто подписался на выпущенную авиалинией кредитную карту. Да мало ли кто еще!
Почему так происходит? Одна из возможных причин – несогласованность работы отдела маркетинга с операционным отделом. Те, кто дает обещания, мало или вовсе не вовлечены в их исполнение. Возможно, ответственные за рекламу кредитных карт решили, что будет здорово, если они пообещают подписчикам приоритетное обслуживание при посадке. Но они забыли спросить мнение тех, кто отвечает за обслуживание пассажиров первого класса.
Одним словом, дезинтеграция.


Но и другим достается, не переживайте. )

Разумеется, Адизес сконцентрирован на своей теории управления, в основе которой лежит два кита: классификация PAEI и фокус на клиенте. Винить его за это нельзя, да и зачем? Нормальный системный подход.

Как стать хорошим руководителем? Представьте семью. Одному сложно растить ребенка, не правда ли? Детям нужна семья – отец и мать, мужская и женская энергия, дополняющие друг друга.
Развитие компании – это как формирование семьи. Нужна такая команда, в которой члены дополняют друг друга. Невозможно руководить в изоляции. Именно поэтому диктаторы разрушают страны. Демократия лучше. Так кто такой хороший лидер? Это тот, кто готов работать с людьми, имеющими иные взгляды. Лидер не должен бояться различий, избегать розы из-за шипов. Различия могут многому научить, если уметь к ним прислушиваться, а не бояться их. Для этого необходимы взаимное уважение и доверие. Члены команды должны быть как пальцы на руке – разные, но работающие вместе. Они вместе не вопреки противоречиям, а благодаря разнице. Когда мы разные, мы учимся друг у друга. Наши различия делают нас сильнее.
Внушаете ли вы уважение и доверие? Умеете ли работаете с людьми? Если да, то вы можете стать лидером будущего. Диплом и экспертные знания необязательны. Если вы считаете, что все знаете и можете предсказывать будущее, то вас ждут проблемы.


В общем, Адизес опубликовал книгу по мотивам своего блога. Книга получилась легкочитаемая и не совсем бесполезная, но не ждите, что от инсайтов Адизеса появятся инсайты у вас.

Резюмирую: нормальная книжка от Адизеса, ничего плохого, ничего выдающегося.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Прямо интересно, в чём проявляется социальная сознательность г-на Адизеса? Кроме обвинения негодяйских компаний, продающих нам сахар...

Весьма интересный вопрос, кстати.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account