psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Эдвард Хэлловэлл «Не отвлекайте меня!»
psilonsk

"У нас нет лекарств, способных улучшить представление человека о самом себе".

Книга Эдварда Хэлловэлла «Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что» хороша тем, что с самого начала понимаешь - это книга одной идеи.

Идея эта проста: надо помочь современному человеку сохранять высокую фокусировку на рабочих задачах. Другими словами, доктор Хэлловел учит нас быть эффективными работниками.

Центральным понятием книги является СОДВ - ситуационно обусловленный дефицит внимания.

Для него характерны:
- повышенная отвлекаемость и безостановочная спешка, даже когда в ней нет никакой объективной необходимости, а также чувство измельчания жизни — у вас масса дел, но в них нет ни глубины, ни смысла, ни радости;
- неспособность уделять достаточно продолжительное время каким-либо рассуждениям, разговору, долго смотреть на картинку, абзац текста и даже на то, как садится солнце, — вы не можете этого при всем старании;
- все чаще проявляющееся нетерпение, скука, неудовлетворенность, беспокойство, раздражительность, отчаяние или даже безумие — иногда чувство растерянности может граничить с паникой;
- привычка то и дело перескакивать от задачи к задаче, от идеи к идее, а иногда и физически с места на место;
- склонность к импульсивному принятию решений, без рассуждений, не тратя времени на обдумывание;
- растущая тенденция избегать всякого мышления вообще, как будто это роскошь, на которую у вас просто нет времени;
- обыкновение откладывать трудную работу или разговор на потом, но при этом заполнять день суетой и бесполезной деятельностью;
- ощущение, что вы перегружены сверх меры, хотя на самом деле вы практически ничего не делали;
- грызущее чувство вины за несделанную работу в сочетании с обидой за то, что эту работу возложили именно на вас;
- утрата способности радоваться приятным моментам и настоящим достижениям;
то и дело возникающая мысль: «Я столько тружусь, но так и не достиг того, чего хотел, ни на работе, ни в личной жизни!»;
- чувство утраты контроля над собственной жизнью и беспокоящее ощущение, что вы что-то упустили;
- неотступные мысли о том, что когда-нибудь вы найдете время на то, что действительно важно, но пока вам некогда;
- растущее, навязчивое желание все время нажимать клавиши компьютера и других гаджетов: проверять электронную почту, говорить по телефону, посылать и получать текстовые сообщения, искать в интернете какие-то случайные сведения, посещать любимые сайты или играть в игры, испытывая почти наркотическую тягу к ним;
- обыкновение вникать в чужие дела, быть излишне доступным, позволять другим отвлекать себя и слишком часто говорить «да».

Тут даже не очень внимательный читатель понимает, что он давно и серьезно страдает от СОДВ. Не волнуйтесь, есть две хорошие новости. Первая: автор честно говорит, что, несмотря на кажущуюся применимость этого списка к большинству современных людей, не обязательно все они действительно больны. ) Вторая: это лечится, причем не очень сложными методами. )

Но, если говорить серьезно, все не так просто. Замечали ли вы за собой прискорбную привычку не слушать собеседника, даже если он говорит о важных для вашего проекта вещах? Ловили ли себя на мысли, что вам очень хочется поторопить коллегу или оппонента на переговорах, сказать ему что-то типа "твою мать, ну сколько можно тянуть резину, когда ж ты к делу перейдешь-то уже?!" Подумывали ли о том, что надо сократить время использования гаджетов? Не знаю как вы, я - да.

Автор подробно говорит об этих и многих других симптомах СОДВ. Он выделяет шесть причин отвлечения от работы:

Причина первая: гипнотизирующее влияние монитора. Как распоряжаться электроникой так, чтобы она не распоряжалась вами.
Причина вторая: многозадачность. Как сказать «нет», когда дел становится больше, чем времени.
Причина третья: переключение с одной идеи на другую. Как окончить начатое.
Причина четвертая: беспокойство. Как превратить яд тревоги в средство решения проблем.
Причина пятая: игра в героя. Как перестать решать проблемы всего мира и взяться за собственные.
Причина шестая: просчеты и упущения. Как перестать работать ниже своих возможностей.

и подробно рассказывает, что делать с каждой из этих причин, рассматривая различные их аспекты и копаясь в деталях так глубоко, что иногда даже слишком (когда же он доберется до сути? когда он перейдет к следующей причине? ну когда же? мы так спешим!). В книжке полно кейсов, хорошо иллюстрирующих идеи автора, и если к ним и есть претензии, так это из-за их ориентированности на американскую аудиторию.

Я был весьма удивлен, но почему-то у некоторых читателей сама идея повышения концентрации сотрудника на рабочих задачах вызывает неприязнь, как будто они корсары на "Черной жемчужине", и даже слово капитана Джека Воробья им не указ. Спешу вас успокоить: никто не покушается на вашу внутреннюю свободу, напротив, автор старается помочь людям избавиться от дурацких проблем и стать немножко увереннее в себе.

Резюмирую: весьма симпатичная книга, в которой автор настойчиво и методично исследует внимание и его связь с продуктивностью на работе, предлагая способы повышения продуктивности. Вполне стоит прочесть.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
благодарю за наводку.

все больше появляется материалов на тему - чем больше фокус - тем круче результаты. Я с этим согласен полностью....как-то работал в одной команде - там в кабинете одном сидели по сути 4 разных команды...там такой шум и гам стоял, что я не выдерживал и пытался донести до руководства - это плохо! из-за этого продуктивным сотрудникам приходилось приходить на работу раньше всех и уходить позже - только когда никого не было можно было поделать важные дела, требующие концентрации...

а руководство все это называло и называет - многозадачность! мол надо уметь работать в таком режиме и все будет круто)))

во-во. Дёргать каждые пять минут человека по пустякам и говорить ему "учитесь переключаться между задачами". При этом не хотят понимать, что каждое переключение - это торможение, перестроение и новый разгон. Теряется как время, так и силы. Но - взбрендило начальнику что-то обсудить прямо сию секунду - все должны всё бросить и выслушать и принять к сведению

Знаем, работали. Лет 5 работы в таких условиях вышибает нервы напрочь. Так что я теперь ярый противник менеджмента и поборник индивидуальной практики.
Ну а тем бедолагам, кого уже довел опен спейс рекомендуется другая книжка Дэнил Амен Измените свой мозг - изменится и жизнь! :)

Open space - вообще зло.

жаль, что мало кто это понимает)))

странно очень говорить об удобстве опен спейса, когда сам сидишь в огромном отдельном кабинете, в который можно попасть только через секретаршу....

я помню как-то фразу - типо когда-нибудь мы снесем все перегородки и посадим всех в опен спейс - бухгалтера, продажники, закупщики, дизайнеры - все сидят дружно вместе))

вот жесть-то)))

Спасибо большое, Серёж! Правда многие из симптомов относятся к астено-депрессивному синдрому, когда книжка не совсем поможет. Но я хотела бы почитать anyway)


Полиночка, все так говоришь.) Но эта книга не для лечения, конечно. Скорее, для легкой коррекции...

Чтобы понять, почему я "многозадачный", мне пришлось осознать свой страх перед руководством и попыткой угодить ему по всем вопросам. Сейчас я стал менее многозадачным, потому что научился говорить "нет".

Интересно, что на Амазоне эта книга (киндл-версия) стоит 5.51$, а английский вариант "Driven to Distraction at Work..." 14.04$.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account