psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Заметки на бегу: оценочная глупость



Большинство систем оценки эффективности и качества работы сотрудников невообразимо убоги и не имеют отношения ни к качеству, ни к эффективности.

Тянется это, очевидно, со школьной шипастой скамьи.

Как устроена система оценок в школе?
1 - скорее, вариант выплеска учительских негативных эмоций, но "негативных" - ключевое слово
2 - отрицательная оценка, предполагает либо полное незнание учеником темы, либо массу грубых ошибок, им допущенных
3 - отрицательная оценка, предполагающая существенное количество ошибок, допущенных учеником, формирует негативное отношение к нему - "троечник!"
4 - нейтрально-позитивная оценка, часто интерпретируется как "не дотянул до пятерки"
5 - позитивная оценка

Из пяти вариантов - три негативных и один нейтральный. При этом даже никаких благ между отличниками разделять не предполагается (я знаю, я сам школу с золотой меделью окончил). Где логика, где смысл? Кому вообще нужно это оценивание и для чего оно? Как оно может быть инструментом обучения?

Теперь посмотрим на системы оценок сотрудников в компаниях. Они часто тоже ориентированы на пятибалльную шкалу.
2 - неприемлемое качество работы, сплошные косяки, печальное будущее
3 - приемлемое качество работы, хотя есть ошибки, есть ряд претензий, никаких плюшек по результатам периода оценки
4 - хорошее качество работы, плюшек не будет или почти не будет, ибо сотрудник полностью справляется и выполняет договоренность с работодателем (а тот уже зарплату заплатил, хорош)
5 - отличное качество работы, сотрудник превосходит ожидания, все довольны, будут плюшки в виде премий и благодарностей, формируется хорошее отношение руководства
6 - выдающееся качество работы, сотрудник многократно (?) превосходит ожидания руководства, плюшки очень большие и сытные

С одной стороны, явный сдвиг в позитивную область оценивания - из пяти вариантов три позитивных, один не слишком негативный (с точки зрения последствий). Но если в школьной системе есть преимущество - регулярное оценивание в течение учебной четверти, вывод на основании промежуточных результатов итоговой интегральной оценки, то в оценивании сотрудников такого нет или почти нет. Оценки выставляются раз в полгода-год, никаких промежуточных оценок нет, и выставляются они на основе ощущений менеджера. При этом получить высокие баллы 5 и 6 почти невозможно по статистически оправдываемому безумию эйчаров - система устроена так, что большинство сотрудников должно получить тройки (их воспринимают примерно так же, как и тройки школьные - а как еще? десять лет тренировались, а потом еще институт).  

Вот и получается, что троечники стройными рядами маршируют по жизни, с детства наученные только одному - не относиться к оцениванию всерьез.

Повторюсь: на первом месте должен быть командный, проектный результат, на втором - необязательное (!) оценивание вклада сотрудника в этот общий результат. А то так и будут они у вас играть в ультимативные игры и разрабатывать свою стратегию предательства вместо того, чтобы достигать новых вершин.        


Tags: важные мелочи, говорить с сотрудником, заметки на бегу, качество, команда, командный дух, коммуникации, люди-которым-все-равно, менеджер в матрице, менеджмент, образование, обучение, отношение к работе, отношение к сотрудникам, оценивание, развитие, сотрудники, тренеры, тренинги, управление проектами, эйчары
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments