psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Categories:

Униформа, тиражируемость и криминальный менеджмент



Поговорим о психологической силе униформы и важности понимания этой силы для менеджера.

Зачем нужна униформа? Она упрощает визуальные коммуникации. Глянешь на человека в униформе – и сразу ясно, кто перед тобой: проститутка, шаолиньский монах, американский солдат, игрок хоккейной сборной Канады или японская школьница.

Но униформа не только помогает воспринимать человека как функцию, в бизнес-среде она еще и стандартизирует наши ожидания относительно набора и качества услуг, которые этот человек может нам предложить.

Скажем, форма банковского клерка – рубашка с галстуком, темные брюки и туфли – недвусмысленно намекает, что с нами будут вежливы, вести себя будут корректно, бумаги оформят быстро и без ошибок (и не вина униформы, что не всегда так получается).
Красивая униформа стюардессы наводит на мысль о безопасном и комфортном полете. И т.д.

С помощью униформы удобно конструировать различные функциональные модели: «Дружелюбный клерк», «Надежный полицейский», «Заботливый бортпроводник». При этом можно руководствоваться накопленными человечеством знаниями о психологии восприятия цвета, типа формы, аксессуаров.

Может показаться, что во многих компаниях нет униформы, но это не так. Чем не униформа сланцы и веселые футболки в творческой среде компаний Кремниевой Долины?

Прогуляемся по улицам столицы. Что же мы видим? Мы видим, что об этих функциях униформы прекрасно осведомлены и представители криминального мира – например, они изобрели тиражируемую функциональную модель «Нищая старушка».



Помните известный фантастический рассказ Филиппа Дика «Вторая модель»? Там после ядерной войны восставшие машины добивают остатки человечества с помощью похожих на людей роботов (прям как в «Терминаторе»), и людям очень трудно распознать врагов. Примерно то же можно наблюдать и у нас – «Нищие старушки» повсюду.

Как и положено функциональным моделям, у «старушек» есть набор характерных признаков. Каждая из них носит темную одежду, голова основательно замотана платком – униформа должна легко транформировать любого человека в «старушку», да и не нужно лишний раз светить персональные приметы.
Чтобы еще труднее было рассмотреть лицо, все «старушки» носят большие очки в темной оправе (здесь создатели образа слегка переборщили – настоящие старушки такие очки не носят).

Около каждой лежит небольшая иконка и емкость для сбора денег, на дне которой пятидесятирублевая купюра и несколько монет, в полном соответствии с рекомендациями из моей любимой книги Роберта Чалдини «Психология влияния». В каждом образе, в каждой униформе важны детали (менеджеры по работе с вип-клиентами всегда носят дорогие часы и хорошие галстуки), поэтому у «старушек» емкости подчеркнуто отстранены от восприятия самой идеи денег – это какие-то корытца, консервные банки, старые пакеты.



Рядом всегда лежит палка – мы должны сочувствовать «старушке», у нее ножки болят. Палки все однотипные (интересно, почему?). Коленопреклоненная поза – под коленями мягкая подушечка, а сама поза устойчивая и довольно удобная, в ней можно провести длительное время – завершает образ.



Кстати, обратите как-нибудь внимание на руки «старушек» – это ухоженные руки нестарых женщин, с приличным маникюром.

В упомянутой мной книжке машины быстро учились и выпускали все новые модели роботов-убийц, бороться с которыми было все сложнее и сложнее. Старушек пока легко распознать. Но как знать, что дальше придумают психологи и стилисты, выполняющие заказы криминального мира? И не являются ли это проявлением тактики выброса ложных целей, маневром, отвлекающим нас от какого-то иного способа сравнительно честного отъема денег?

В любом случае, перед нами пример довольно удачного использования униформы, создающей хорошо выверенный, просчитанный образ, и мы легко в этом можем убедиться - достаточно посмотреть, как вечно спешащие московские прохожие открывают кошельки, и в руки мнимых старушек падают вполне настоящие деньги.


Tags: Чалдини, вранье, камуфляж, креативность, менеджмент, начальство, психология, психология менеджера, сотрудники, универсальность, униформа, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments