?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Эффект снежной крепости
psilonsk
SnowFortressSurikov

Вот представьте – выходите вы во двор, а там зима еще не кончилась, прямо как сейчас. И снег свежий, мокрый такой, из него что хочешь вылепить можно, хоть снежную бабу, хоть новую жизнь.
А лет вам не тридцать с лишним, а восемь. И, стало быть, на дворе совсем не этот год, а, скажем, первая половина восьмидесятых прошлого века (дожили тоже, «прошлого века»). Ну, или когда там вам восемь было, я уж не знаю.
И выходят на улицу друзья ваши, да не такие, с которыми вы сейчас по стриптиз-клубам мотаетесь и водку пьете, а те, которые тогда были, когда вам восемь, которые, как казалось, верные и навсегда (хе-хе).
А педофилы и маньяки во двор не выходят, нечего им там делать, детям можно спокойно гулять.

И вдруг приходит в голову кому-то, может и вам, очевидная идея: «А давайте в снежки играть!».
«А давай! Точняк!», – кричат остальные. Мгновенно все разделились на две команды, и летят снежки, и время тоже летит.


Но обязательно найдется какой-нибудь умник, который скажет: «Ну, так просто не интересно, давайте сначала крепость построим…»

Я уж не знаю, как в вашем детстве, но в моем ничего хорошего из этого не получалось.
Закипает работа – все катают шары из снега, таскают их взад-вперед, планируют, где башня будет, где окоп. Вроде, в снежки играть собирались, и настроение соответствующее, но и крепость жалко бросить, увлеклись же. Закипают споры, вспыхивают мелкие конфликты, начинается выяснения того, кто главный и почему, крепость строится. И проходит так часика два-три.
Построили, пора в снежки играть. А не хочется уже. Дело-то сделали, вон какую работу провернули, зря, что ли? Все устали, снега полные валенки, и варежки хоть выжимай. А тут еще сумерки, и зажигается свет в окнах, и грустно, и завтра в школу. Ладно, завтра поиграем, в крепости, а сейчас по домам пора. И расходятся все с чувством выполненного долга.
А завтра уже все не то, и снег не тот, и погода не та, и Васька с Петькой заболели, а крепость вся расцвечена собачьими метками, и стоят ее просевшие развалины до первой, скорой уже, оттепели.

В проектах так же бывает. Задумают что-то делать, начнут, но увлекутся таким «строительством снежной крепости» – целью, которую достигнуть несложно, и которая подменяет собой изначальную задумку.
Хотели кафе открыть, вкусные пирожные печь и продавать, а вместо этого стали оформлять ООО, искать помещение и поставщика пяти тонн масла. Добро пожаловать на строительство снежной крепости.
Собирались в своей мегатранснациональной корпорации новую версию программы быстро выпустить, а начальство заставило персональные цели на 2086 год в три системы вносить и график отпусков с четырьмя менеджерами согласовывать. Сами уже увлеклись этой снежной крепостью, и забыли, и забили на первую цель.
Планировали консалтингом заняться, а погрязли в поисках офиса поближе к метро, найме секретарши и покупке кофе-машины.

Ведь не скажешь, что не нужно строить крепость. Очень логичное и правильное дело, которое (и это, видимо, главная ловушка) хорошо алгоритмизуется – тут бумажку надо подписать, там печать поставить, здесь договориться... Как играть – не очень пока понятно, а момент для спонтанного старта упущен.

Интересно, что строительство снежной крепости – частое явление и в повседневной жизни. Вот задумал человек от живота пивного избавиться, а то девушки на улице улыбаться стали как-то странно. Что он делает? Он покупает карту фитнес-клуба, хороший спортивный костюм, сумку и кроссовки с непременной поддержкой пятки и зелеными шнурками. И так дорого это все, мать вашу, стоит, так долго он, мать вашу, шел к этому, что сам факт покупки уже в мозгу засчитывается как важный шаг к обретению стройной фигуры. И знакомым можно говорить: «Я тут занялся собой, карту в фитнес купил». Вы бы удивились, если бы узнали, сколько народу, из купивших карту в фитнес, динамит тренировки. Человек построил снежную крепость, на игры сил и воли не хватает. Первоначальная цель заменена новой, легкодостижимой.

У меня иногда так с книгами бывает – накупишь штук двадцать, и уже возникает такое радостное ощущение обладания, душа поет. Как будто покупка освободила от необходимости чтения и, главное, применения всего прочитанного на практике. Но с этим бороться можно, это не самая высокая снежная крепость в мире. ))

Кстати, если уж развивать нашу не совсем безупречную, но весьма наглядную снежно-крепостную аналогию, можно вспомнить взрослую забаву, уже из позапрошлого века. Так и называлась: взятие снежного городка.

«Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.»

Очень символично – люди не ради крепости собирались, а ради самой игры. Снежный городок – символ зимы, не более того. Как там его построили, никому не интересно, никто через месяц и не вспомнит.
А того, кто первый в него ворвался, долго еще не забудут.





promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Ещё одна отличная метафора. Оно всё откуда-то приходит, есть какая-то книжка-подборка весьма удачных метафор? Или это последствия личного опыта?:)

Какие уж книжки... Все ведь были маленькими. )

Ну да).
Я немного не про то - откуда появляются такие красивые ассоциации? Эт чёто личное, что появилось по жизни. Или есть конкретные источники (типо той же книги Роберта Маки)?

У одного известного оратора как-то спросили: - Вы так часто используете удачные истории в ваших речах. Как вам удаётся найти подходящую историю на каждый случай?
На что он ответил: - Вы знаете, сейчас я вас расскажу об этом историю:
Однажды король решил осмотреть свои владения инкогнито, чтобы никто не готовился к его приезду. Остановившись в одной деревне, он увидел поразительное действо. На окраине деревни был забор с мишенями для стрельбы из лука. И в каждой из них была стрела, попавшая точно в центр. Король начал распрашивать - кто это сделал и ему указали на дом пастуха. Удившись ещё более, король разыскал пастуха и начал его распрашивать - как ему удалось поразить все цели точно в 10ку? - О, это очень просто, сэр, - сказал пастух - я сначала стреляю по забору, а потом рисую мишень вокруг него.
- Вот также и я, - продолжил оратор - сначала выбираю момент, на который хотелось бы обратить внимание, а затем подбираю подходящую к нему историю.

То, что вы описали -- это классическая ошибка в научных исследованиях. В западной литературе она называется "Самый меткий стрелок в Техасе". Суть ее в том, что исследования подгоняются под красивый факт. В вашей притче оратор слукавил. Скорее, у него была красивая история, под которую он обрисовал момент.
Бизнес-тренеры этим часто грешат.

Прям чуть что - сразу бедных тренеров все вспоминают недобрым словом. ))))

Не всех. Только 90% из них.

Ладно, пусть эти 90% будут тренерами "личностного роста". ))

Из своего опыта прикиньте процент нормальных тренеров и НЛП-шных клоунов с особо ценными статьями:
http://business-digest.livejournal.com/399252.html#comments

Нормальных тренеров мало, это правда. И они все стоят, как самолет.

Прочитал ссылку.
"главные задачи, которые должны быть в плане работ бренд-менеджера... [...] 11. Фанатично любить свой бренд."
Ух ты. )))


Так история была не стрелка - она была именно про оратора. Оратор есть абстракция и мне нужно было показать его точку зрения.

Есть такой тип воспоминаний, потрясающий, когда вспомнив что-то из глубокого детства, ты осознаешь, что ты вспомнил это впервые с того самого момента когда это произошло, и ты переносишься на доли секунды в этот момент на 15-20 лет назад, ну или когда он там произошел. Сейчас я впервые вспомнил снежную крепость из своего детства. Черт возьми, все настолько схоже, даже собачьи следы на следующий день. Восторг.

Спасибо большое, мне это очень важно.

C консалтингом очень хороший пример: сами на эти грабли наступал-- надо было клиентов искать, а мы искали офис. А с кафе -- не очень: чужой опыт показал, что там надо было начинать именно с крепости.

  • 1