?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Хозяйке на заметку: выученная беспомощность в управлении проектами
psilonsk


Феномен выученной беспомощности - один из самых интересных в психологии, особенно для профессиональных управленцев.

В середине 60-х годов психолог Мартин Селигман изучал поведение собак и пытался сформировать у них условный рефлекс - страх на звук высокого тона. Собаки были заперты в клетках, им включали высокотональный звук и одновременно били током. Через некоторое время клетки открыли, чтобы проверить, получилось ли сформировать у собак чувство страха. Ожидалось, что, услышав звук и увидев, что путь на волю свободен, собаки убегут, но этого не произошло - они ложились на пол, скулили, но не покидали клетку.
Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались это сделать, у них не получилось, и они привыкли к неизбежности удара - "научились беспомощности".

Более поздние эксперименты на людях - их не били током, но предлагали серию нерешаемых задач или заставляли выполнять упражнения, внося в них неустранимые помехи, - подтвердили первоначальную теорию: человека легко ввести в состояние, в котором он не пытается избежать негативных стимулов, хотя имеет такую возможность. Другими словами, после серии неудачных попыток победить негативные обстоятельства, человек вообще перестает с ними бороться.

Состояние беспомощности не обязательно проявляется в форме "лечь и скулить", возможны разные сценарии поведения, причем они могут бесконечно перетекать друг в друга:
=> Деструктивное поведение - агрессия, направленная на себя или на окружающих (попавший в сложную рабочую ситуацию начальник срывается на подчиненных, коллеги орут друг на друга).
=> Отказ от деятельности и ступор - апатия, заторможенность, непонимание происходящего (сотрудник часами уныло глядит в окно или непонимающе пялится в монитор).
=> Перебор стереотипных действий - поиск решения среди известных стандартных, попытка найти одну, адекватную ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов (сотрудник старается решить новую задачу непригодными для этого старыми способами, постоянно проверяя, не получилось ли).
=> Псевдоактивность - бессмысленная суета, не ведущая к результатам и не адекватная ситуации (сотрудник бегает по офису, звонит по всей адресной книге, дергает коллег,).
=> Смещение на псевдоцель - замена попыток решить актуальную задачу на попытки решить неактуальные задачи (вместо разруливания конфликта в проекте менеджер начинает генеральную уборку рабочего места, перетряхивает содержимое тумбочки, чистит рабочий стол от "лишних" ярлыков и т.д.)

Выученная беспомощность - враг любой проектной, предпринимательской, инновационной (надо же, и этому слову нашлось свое место) и творческой деятельности. Научно доказано, что этот синдром сопровождается потерей чувства свободы, неверием в возможность изменений, в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.

Конечно, феномен выученной беспомощности гораздо глубже и сложнее, и у меня нет цели в эти глубины погружаться. Так что я просто поделюсь с вами некоторыми интересными и полезными фактами:
=> У менеджеров выученная беспомощность быстрее всего формируется в среде с высоким уровнем мотивации к избеганию неудач. Хотим беспомощных менеджеров - поощраем их не совершать ошибок.
=> У рядовых сотрудников выученная беспомощность формируется при авторитарном стиле руководства (очевидно, но не мешает повторить).
=> Выученная беспомощность формируется не только на основании опыта переживания негативных ситуаций. Она появляется и при наблюдении за беспомощными людьми (привет, телек).

Как препятствовать формированию выученной беспомощности в проектной команде? Психологи говорят, что нужно:
=> Ставить людей в ситуацию активного преодоления трудностей, при этом стимулируя поиск решения, создавая все условия для этого и устраняя любые бюрократические и административные барьеры. В результате резко растет иммунитет к формированию выученной беспомощности.
=> Поддерживать в людях высокую самооценку. Люди с повышенным ЧСВ менее подвержены к формированию выученной беспомощности. ))
=> Сохранять рабочий оптимизм - поменьше негатива, сплетен, побольше веры человека в позитивный прогноз развития событий.

Так просто и так важно, правда? )



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Это ты вспоминаешь литературу, которой более ста лет. ) Сейчас другая литература. )

  • 1