psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

Хозяйке на заметку: выученная беспомощность в управлении проектами



Феномен выученной беспомощности - один из самых интересных в психологии, особенно для профессиональных управленцев.

В середине 60-х годов психолог Мартин Селигман изучал поведение собак и пытался сформировать у них условный рефлекс - страх на звук высокого тона. Собаки были заперты в клетках, им включали высокотональный звук и одновременно били током. Через некоторое время клетки открыли, чтобы проверить, получилось ли сформировать у собак чувство страха. Ожидалось, что, услышав звук и увидев, что путь на волю свободен, собаки убегут, но этого не произошло - они ложились на пол, скулили, но не покидали клетку.
Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались это сделать, у них не получилось, и они привыкли к неизбежности удара - "научились беспомощности".

Более поздние эксперименты на людях - их не били током, но предлагали серию нерешаемых задач или заставляли выполнять упражнения, внося в них неустранимые помехи, - подтвердили первоначальную теорию: человека легко ввести в состояние, в котором он не пытается избежать негативных стимулов, хотя имеет такую возможность. Другими словами, после серии неудачных попыток победить негативные обстоятельства, человек вообще перестает с ними бороться.

Состояние беспомощности не обязательно проявляется в форме "лечь и скулить", возможны разные сценарии поведения, причем они могут бесконечно перетекать друг в друга:
=> Деструктивное поведение - агрессия, направленная на себя или на окружающих (попавший в сложную рабочую ситуацию начальник срывается на подчиненных, коллеги орут друг на друга).
=> Отказ от деятельности и ступор - апатия, заторможенность, непонимание происходящего (сотрудник часами уныло глядит в окно или непонимающе пялится в монитор).
=> Перебор стереотипных действий - поиск решения среди известных стандартных, попытка найти одну, адекватную ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов (сотрудник старается решить новую задачу непригодными для этого старыми способами, постоянно проверяя, не получилось ли).
=> Псевдоактивность - бессмысленная суета, не ведущая к результатам и не адекватная ситуации (сотрудник бегает по офису, звонит по всей адресной книге, дергает коллег,).
=> Смещение на псевдоцель - замена попыток решить актуальную задачу на попытки решить неактуальные задачи (вместо разруливания конфликта в проекте менеджер начинает генеральную уборку рабочего места, перетряхивает содержимое тумбочки, чистит рабочий стол от "лишних" ярлыков и т.д.)

Выученная беспомощность - враг любой проектной, предпринимательской, инновационной (надо же, и этому слову нашлось свое место) и творческой деятельности. Научно доказано, что этот синдром сопровождается потерей чувства свободы, неверием в возможность изменений, в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.

Конечно, феномен выученной беспомощности гораздо глубже и сложнее, и у меня нет цели в эти глубины погружаться. Так что я просто поделюсь с вами некоторыми интересными и полезными фактами:
=> У менеджеров выученная беспомощность быстрее всего формируется в среде с высоким уровнем мотивации к избеганию неудач. Хотим беспомощных менеджеров - поощраем их не совершать ошибок.
=> У рядовых сотрудников выученная беспомощность формируется при авторитарном стиле руководства (очевидно, но не мешает повторить).
=> Выученная беспомощность формируется не только на основании опыта переживания негативных ситуаций. Она появляется и при наблюдении за беспомощными людьми (привет, телек).

Как препятствовать формированию выученной беспомощности в проектной команде? Психологи говорят, что нужно:
=> Ставить людей в ситуацию активного преодоления трудностей, при этом стимулируя поиск решения, создавая все условия для этого и устраняя любые бюрократические и административные барьеры. В результате резко растет иммунитет к формированию выученной беспомощности.
=> Поддерживать в людях высокую самооценку. Люди с повышенным ЧСВ менее подвержены к формированию выученной беспомощности. ))
=> Сохранять рабочий оптимизм - поменьше негатива, сплетен, побольше веры человека в позитивный прогноз развития событий.

Так просто и так важно, правда? )


Tags: беспомощность, выученная беспомощность, команда, командный дух, менеджмент, мотивация, психология, психология менеджера, управление проектами, хозяйке на заметку, цель
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments