psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Categories:

8 мифов о бизнес-тренингах



Современный мир устроен так, что постоянно нужно учиться. Если процессы обновления знаний и обретения новых навыков для вас еще не стали естественными, то вы скоро окажетесь на карьерной обочине или в зарплатном кювете. ) Одна из самых распространенных технологий обучения взрослых людей - бизнес-тренинги. Оговорюсь сразу: в это понятие я включаю и развитие узкопрофессиональных умений, и совершенствование более общих навыков - способность вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, эффективно управлять рабочим временем и т.д.

К сожалению, кажущаяся легкость овладения этими общими навыками привлекла в профессию немало людей, которые не могут научить ничему полезному, или, что хуже, могут, но не хотят. Это породило определенные мифы относительно бизнес-тренингов - они просты и комфортны, но совсем не полезны для развития.

Миф 1. Тренинг - пустая трата времени.

Я называю это "синдромом старого инженера" - есть определенная категория людей, которые отрицают тренинг как способ обучения, утверждая, что уже получили все необходимые для жизни и работы знания в политехническом институте в 1972 году. На самом деле, следует воспринимать тренинг как инвестицию, причем инвестицию долгосрочную - вкладывая ресурсы в получения полезного навыка, есть хорошие шансы успешно применить его в будущем. Вообще, в любой игре, в любом виде деятельности, включая предпринимательскую, идея пожертвовать сегодня малым ради получения в будущем чего-то большого - проста и естественна.

Миф 2. Полезный в работе навык нельзя отработать на тренинге - времени очень мало.
Среднестатистический тренинг длится один-два дня. "Этого времени крайне мало для выработки навыка!", - уверенно говорят критики бизнес-тренингов как способа обучения взрослой аудитории. На самом же деле, тренинги нужны не только для выработки навыка "как делать", но и для навыка "как делать ни при каких обстоятельствах не следует". А на такой навык времени уж точно достаточно, даже если тема сложная и объемная. Так что если после тренинга вы (или ваши сотрудники) какую-нибудь систематическую глупость перестанете совершать - уже хорошо.

Миф 3. Все бизнес-тренеры - жулики и шарлатаны.
Это не так. Процент низкоквалифицированных или нечистых на руку тренеров примерно такой же, как в любой профессии. Количество высосанных из пальца, пустых и бессмысленных тем тренингов - примерно такое же, как и в любой сфере. Просто тренеры могут быстрее реагировать на массовый запросы и модные тенденции. Стала в корпоративной среде модной геймификация - пожалуйста, вот вам тренинг. Заинтересовались массово люди тем, как зарабатывать, не работая, - да не вопрос, вот вам серия вебинаров. Вдумчиво подходите к выбору темы и ее практической пользе.

Миф 4. Тренинг - это не работа, это такой вид отдыха.
Это распространенный миф в среде наемных работников, которых направили на корпоративный тренинг. Я рекомендую им задуматься, сколько денег вложила компания в их обучение и попытаться ответить на главный вопрос: а зачем это компания отвлекает меня от повседневных обязанностей и вкладывает ресурсы в мое развитие? Наверно, она рассчитывает, что вы чему-то научитесь и сможете использовать новые знания на благо компании. Тренинг - это такая же работа, как и ваши повседневные обязанности. Это не время расслабиться. Это время напрячься. Если вас не вдохновляет идея о пользе для компании, задумайтесь о пользе для себя - от формальной пользы в виде сертификата или строчки в резюме до неформальной - в виде повышения вашей стоимости на рынке труда. Тренинг - это серьезно.

Миф 5. Работа важнее тренинга.
Это следствие предыдущего мифа и еще одно проявление синдрома старого инженера. Какой бы аврал ни случился на работе в ваше отсутствие, как бы ни "горели" ваши проекты - ничто не должно отвлекать вас в эти два тренинговых дня. Либо вообще не ходите на тренинг, либо сосредоточьтесь только на нем. Тренеру-то все равно, он деньги получит, даже если вы не придете, вы о себе подумайте. Тренинг, повторюсь, - это серьезно.

Миф 6. Выбор тренинга и тренера для компании можно поручить низкоуровневому сотруднику.
Этот миф распространен в среде высокого начальства, в первую очередь. На самом деле, есть задачи, которые можно делегировать, а есть те, которые никак нельзя. К числу последних относится и обучение сотрудников. Риторический вопрос: кто заинтересован в обучении сотрудников? Руководство, разумеется, - обученный сотрудник работает эффективнее необученного. Для некоторых специальностей это означает рост выручки компании, для других - экономию денег. Кто должен принимать решение об обучении и выборе тренера? Руководство, по вышеуказанным причинам. Что же делает руководство? Оно отправляет эту задачу вниз. Хорошо если делегирование происходит на уровень HR-директора. Гораздо хуже, если сначала задача спускается на уровень начальника крупного подразделения, потом мелкого, а потом попадает и вовсе к обычному рядовому сотруднику. И тут уже лотерея. Либо он хочет учиться, развиваться и готов работать с этим тренером (или объяснить начальству, почему ему тренер не нравится), либо у него есть миллион дел, которые, как он считает, важнее, так что не до глупостей, и идея обучения загибается на старте. В принципе, в моей сфере еще неплохо - большинство "проектных людей" любят учиться. И то не все - зарплату им от этого сразу не повысят, а работать, возможно, придется по-новому.
Есть еще нюанс. Начальство частенько жалуется на своих сотрудников: дескать, пока они работают с небольшими контрактами, все хорошо, но стоит им дать контракт многомиллионный, они начинают жутко "тупить" - нули вводят их в ступор. Так же и с тренингами бывает: рядовой сотрудник просто не может понять, почему стоимость двухдневного обучения для полутора десятков человек сравнима с его месячной зарплатой.
В общем, когда топ-менеджер делегирует такие вопросы вниз, скорее всего, внизу все и останется.

Миф 7. Нельзя никак убедиться заранее, подходит ли мне (или моим сотрудникам) этот тренинг и тренер.
Это не так. Приличный тренер всегда готов провести небольшой пробный тренинг за очень маленькие деньги (или вообще бесплатно). Скажем, многие мои корпоративные тренинги начинаются с двухчасового семинара - компании интересно понять, подхожу ли я как тренер для их сотрудников, а мне интересно оценить уровень будущей аудитории.

Миф 8. Главное в тренинге - чтобы тренер был прекрасным профессионалом.
К сожалению, это не так, и это один из самых опасных мифов. Тренер может быть прекрасным специалистом, у него может быть хороший тренерский продукт, но может просто не сложиться "химия" взаимодействия. Обеим сторонам должно быть комфортно работать, иначе время и деньги потратятся впустую. Пример: сейчас появилось немало тренеров, работающих в жесткой, агрессивной манере. Так они выводят аудиторию из зоны комфорта, продавливают ее, провоцируют выплеснуть энергию и начать меняться. Иногда это очень здорово, но, к сожалению, этот подход работает не для всех. Кому-то он нравится, кто-то категорически его не воспринимает. Это нормально - знания должны усваиваться наилучшим образом, не все таблетки одинаково полезны. )

Легкого выбора и новых знаний вам. )


Tags: качество, менеджмент, мифы, наставники, начинающим, тренеры, тренинги, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →