?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
8 мифов о бизнес-тренингах
psilonsk


Современный мир устроен так, что постоянно нужно учиться. Если процессы обновления знаний и обретения новых навыков для вас еще не стали естественными, то вы скоро окажетесь на карьерной обочине или в зарплатном кювете. ) Одна из самых распространенных технологий обучения взрослых людей - бизнес-тренинги. Оговорюсь сразу: в это понятие я включаю и развитие узкопрофессиональных умений, и совершенствование более общих навыков - способность вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, эффективно управлять рабочим временем и т.д.

К сожалению, кажущаяся легкость овладения этими общими навыками привлекла в профессию немало людей, которые не могут научить ничему полезному, или, что хуже, могут, но не хотят. Это породило определенные мифы относительно бизнес-тренингов - они просты и комфортны, но совсем не полезны для развития.

Миф 1. Тренинг - пустая трата времени.

Я называю это "синдромом старого инженера" - есть определенная категория людей, которые отрицают тренинг как способ обучения, утверждая, что уже получили все необходимые для жизни и работы знания в политехническом институте в 1972 году. На самом деле, следует воспринимать тренинг как инвестицию, причем инвестицию долгосрочную - вкладывая ресурсы в получения полезного навыка, есть хорошие шансы успешно применить его в будущем. Вообще, в любой игре, в любом виде деятельности, включая предпринимательскую, идея пожертвовать сегодня малым ради получения в будущем чего-то большого - проста и естественна.

Миф 2. Полезный в работе навык нельзя отработать на тренинге - времени очень мало.
Среднестатистический тренинг длится один-два дня. "Этого времени крайне мало для выработки навыка!", - уверенно говорят критики бизнес-тренингов как способа обучения взрослой аудитории. На самом же деле, тренинги нужны не только для выработки навыка "как делать", но и для навыка "как делать ни при каких обстоятельствах не следует". А на такой навык времени уж точно достаточно, даже если тема сложная и объемная. Так что если после тренинга вы (или ваши сотрудники) какую-нибудь систематическую глупость перестанете совершать - уже хорошо.

Миф 3. Все бизнес-тренеры - жулики и шарлатаны.
Это не так. Процент низкоквалифицированных или нечистых на руку тренеров примерно такой же, как в любой профессии. Количество высосанных из пальца, пустых и бессмысленных тем тренингов - примерно такое же, как и в любой сфере. Просто тренеры могут быстрее реагировать на массовый запросы и модные тенденции. Стала в корпоративной среде модной геймификация - пожалуйста, вот вам тренинг. Заинтересовались массово люди тем, как зарабатывать, не работая, - да не вопрос, вот вам серия вебинаров. Вдумчиво подходите к выбору темы и ее практической пользе.

Миф 4. Тренинг - это не работа, это такой вид отдыха.
Это распространенный миф в среде наемных работников, которых направили на корпоративный тренинг. Я рекомендую им задуматься, сколько денег вложила компания в их обучение и попытаться ответить на главный вопрос: а зачем это компания отвлекает меня от повседневных обязанностей и вкладывает ресурсы в мое развитие? Наверно, она рассчитывает, что вы чему-то научитесь и сможете использовать новые знания на благо компании. Тренинг - это такая же работа, как и ваши повседневные обязанности. Это не время расслабиться. Это время напрячься. Если вас не вдохновляет идея о пользе для компании, задумайтесь о пользе для себя - от формальной пользы в виде сертификата или строчки в резюме до неформальной - в виде повышения вашей стоимости на рынке труда. Тренинг - это серьезно.

Миф 5. Работа важнее тренинга.
Это следствие предыдущего мифа и еще одно проявление синдрома старого инженера. Какой бы аврал ни случился на работе в ваше отсутствие, как бы ни "горели" ваши проекты - ничто не должно отвлекать вас в эти два тренинговых дня. Либо вообще не ходите на тренинг, либо сосредоточьтесь только на нем. Тренеру-то все равно, он деньги получит, даже если вы не придете, вы о себе подумайте. Тренинг, повторюсь, - это серьезно.

Миф 6. Выбор тренинга и тренера для компании можно поручить низкоуровневому сотруднику.
Этот миф распространен в среде высокого начальства, в первую очередь. На самом деле, есть задачи, которые можно делегировать, а есть те, которые никак нельзя. К числу последних относится и обучение сотрудников. Риторический вопрос: кто заинтересован в обучении сотрудников? Руководство, разумеется, - обученный сотрудник работает эффективнее необученного. Для некоторых специальностей это означает рост выручки компании, для других - экономию денег. Кто должен принимать решение об обучении и выборе тренера? Руководство, по вышеуказанным причинам. Что же делает руководство? Оно отправляет эту задачу вниз. Хорошо если делегирование происходит на уровень HR-директора. Гораздо хуже, если сначала задача спускается на уровень начальника крупного подразделения, потом мелкого, а потом попадает и вовсе к обычному рядовому сотруднику. И тут уже лотерея. Либо он хочет учиться, развиваться и готов работать с этим тренером (или объяснить начальству, почему ему тренер не нравится), либо у него есть миллион дел, которые, как он считает, важнее, так что не до глупостей, и идея обучения загибается на старте. В принципе, в моей сфере еще неплохо - большинство "проектных людей" любят учиться. И то не все - зарплату им от этого сразу не повысят, а работать, возможно, придется по-новому.
Есть еще нюанс. Начальство частенько жалуется на своих сотрудников: дескать, пока они работают с небольшими контрактами, все хорошо, но стоит им дать контракт многомиллионный, они начинают жутко "тупить" - нули вводят их в ступор. Так же и с тренингами бывает: рядовой сотрудник просто не может понять, почему стоимость двухдневного обучения для полутора десятков человек сравнима с его месячной зарплатой.
В общем, когда топ-менеджер делегирует такие вопросы вниз, скорее всего, внизу все и останется.

Миф 7. Нельзя никак убедиться заранее, подходит ли мне (или моим сотрудникам) этот тренинг и тренер.
Это не так. Приличный тренер всегда готов провести небольшой пробный тренинг за очень маленькие деньги (или вообще бесплатно). Скажем, многие мои корпоративные тренинги начинаются с двухчасового семинара - компании интересно понять, подхожу ли я как тренер для их сотрудников, а мне интересно оценить уровень будущей аудитории.

Миф 8. Главное в тренинге - чтобы тренер был прекрасным профессионалом.
К сожалению, это не так, и это один из самых опасных мифов. Тренер может быть прекрасным специалистом, у него может быть хороший тренерский продукт, но может просто не сложиться "химия" взаимодействия. Обеим сторонам должно быть комфортно работать, иначе время и деньги потратятся впустую. Пример: сейчас появилось немало тренеров, работающих в жесткой, агрессивной манере. Так они выводят аудиторию из зоны комфорта, продавливают ее, провоцируют выплеснуть энергию и начать меняться. Иногда это очень здорово, но, к сожалению, этот подход работает не для всех. Кому-то он нравится, кто-то категорически его не воспринимает. Это нормально - знания должны усваиваться наилучшим образом, не все таблетки одинаково полезны. )

Легкого выбора и новых знаний вам. )



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

Слушай, я немного не про тренинги, но близко. Ты знаешь про квесты "escape the room"? Просто это пример ситуации, где очень важна командная тактика, и я подумала, что тебе может быть интересно про них узнать, если ты еще не.

Знаю! Но все равно спасибо.) Мне в этих играх все нравится, кроме проблем, которые есть у всех квестов, - необходимости проникать в логику их создателей. )

Миф 9 Бизнес-тренинг -- это развитие узкопрофессиональных умений, и совершенствование более общих навыков.
Как правило на бизнес-тренинг вы попадаете не по своей воле, а по требованию свыше, для того, чтобы 3 дня слушать о вещах, которые 99,9% не пригодятся вам на нынешнем месте работы. На тот, который вам действительно нужен, вас никогда не пошлют хотя бы потому, что он называется не тренинг, а обучение или курсы. Ну, т.е. если вы бухгалтер, то вас не пошлют на курс "Тонкости начисления НДС при экспортных операциях", вас пошлют на "Управленческий учет как инструмент управления себестоимостью", если сметчик, то вам втюхают какой-нибудь стоимостной инжиниринг и т.п.
На тренинге вам никогда не покажут шаблоны документов (только содержание) и не скажут ничего конкретного (только кейс который всегда далек от вашей проблемы).
Даже если случится чудо и тренинг действительно окажется полезным, то это ровным счетом ничего не поменяет в вашей работе. Но ведь вас и не для того отправляли на тренинг, правда?

Как же тебе не везло с тренингами-то )

Сорри за офтоп. Но у Нео на правом рисунке обе руки опущены, а на левом - нет. Жулики?

Это вопрос к Морфеусу )

Edited at 2015-06-05 07:26 am (UTC)


пора уже видеоканал открывать :)


Беломорвидеоканал ))))))

«Все бизнес-тренеры — жулики и шарлатаны». Стереотипы

Пользователь Журнал ЖЖ сослался на вашу запись в своей записи ««Все бизнес-тренеры — жулики и шарлатаны». Стереотипы о корпоративном обучении» в контексте: [...]
«Есть определённая категория людей, которые отрицают тренинг как способ обучения, утверждая, что уже получили все необходимые для жизни и работы знания в политехническом институте в 1972 году». Специалист по управлению проектами СЕРГЕЙ КОЛГАНОВ о «синдроме старого инженера» и несправедливом отношении к бизнес-тренерам.
[...]

Суть всех тренингов -
Лоха кинуть не западо,
западло не кинуть.

Внимание. Миф 2 и Миф 3 - не мифы.
Собственно, все остальные теряют смысл.
Статья для поглаживания лохов.

Далеко не все шарлатаны. Есть много интересного. Хотя зачастую некоторые тренеры пересказывают общеизвестные вещи.
Лично мне нравится тайм-менеджмент в изложении Глеба Архангельского.

Книжка Архангельского мне понравилась, да. Кроме рекламы его ебучего тренинга. :-)

"Миф 3. Все бизнес-тренеры - жулики и шарлатаны."

"Я не зайду так далеко, чтобы говорить, что хороший индеец — мертвый индеец, но я думаю, что в девяти случаях из десяти так оно и есть, а в подробностях десятого мне не очень хочется разбираться" (Теодор Рузвельт)

Обычное рекламное враньё.
Подписи Лёни Голубкова не хватает.

Никакого опровержения "мифов" у автора поста не заметил.
Нельзя же назвать доказательным опровержением мифа №1 голый тезис о том, что "Я называю это "синдромом старого инженера" - есть определенная категория людей, которые отрицают тренинг как способ обучения, утверждая, что уже получили все необходимые для жизни и работы знания в политехническом институте в 1972 году. "
Типа, обозвал старым инженером и - готово дело - ты прав.
Далее идут общеизвестные бла-бла-бла про "инвестиции".
Согласен, что тренинги - пустая трата времени для одних и способ заработать для других.
Нет ничего лучше, чем опыт работы, полученный в процессе общения с опытными профильными специалистами.

Синдром старого инженера детектед.

Уважаемый автор, мне не нравится слово "бизнес" в названии. В своей статье вы защищаете тренинги ВООБЩЕ. Разумеется, даже взрослому человеку и хорошему специалисту всё равно есть чему поучиться. Век живи - век учись, как говорится.
Понятие "бизнес-тренер" у меня, как и у многих, ассоциируется не с полезными курсами повышения квалификации, а с лже-тренингами а-ля "Как стать хозяином своей жизни", "Как создать свой бизнес за 3 дня", "Как быстро заработать миллион" и т.п. Вот это и есть шарлатанство.





Такие тренинги и реально рабочие есть,вплоть до пошаговых рецептов но их стоимость вас неприятно удивит.

И потом для бизнес-тренера важно проводить тест на умение/неумение обучаемого мыслить логически,для тех кто не умеет тренинг бесполезен.

если платишь за тренинг не свои деньги, то почему бы и нет

время тоже не своё?

Кому угодно можно говорить о полезности навыков, только не бизнес-тренерам. Реально полезный навык - это, например, когда организация переходит с 1С на Аксапту и приходит специалист, обучающий сотрудников работать в новой системе. Люди получают знания и навыки, которые им нужны именно сейчас. Бизнес-тренинги с этим ничего общего не имеют. И проникают тренеры в конторы совершенно иным способом. Договорился на откат с директором по персоналу - идешь и проводишь свой никому не нужный тренинг, не договорился - идешь дальше впаривать. Только не говорите, что это тоже миф.

Обычно даже тренинг с пересказом избитых истин того же дилетанта номер один Ф. Котлера (авторитет по маркетингу) уже полезен хоть и не сформулирован.

Проблема такая же как и в сфере образования вообще,некоторые тупы им просто не в состоянии понять услышанного/прочитанного.

Некоторых даже на собственном негативном опыте учить бесполезно у меня есть такой знакомый.

И вообще тренинг по определению даёт пищу для ума и нацелен на самостоятельную умственную деятельность по усвоению знаний обучаемыми а не для того что бы учить тёток куда и какие кнопки тыкать в новой компьютерной программе,с репетиторством не путайте.


хорошая реклама ! чего продаете?