?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Про детские автокресла и культуру риск-менеджмента
psilonsk


По поводу вчерашнего кейса про детское автокресло: спасибо всем поучаствовавшим! Чтобы стало понятно, почему этот вопрос важен, давайте вспомним, какие стратегии реагирования на риск существуют в проектном управлении:

Мы можем принять риск. В этом случае мы просто садимся в машину и едем. А что, тоже стратегия. Только вот в проектах ее чаще применяют к неизвестным рискам, закладывая в бюджет сумму для покрытия ущерба. Ущерба, понимаете?
Мы можем снизить влияние риска (и об этом много написано в комментариях) - сделать подушку из вещей и посадить на нее ребенка (ремень, возможно, причинит меньше травм), таскать с собой штуку типа упомянутого Ride Safer Travel Vest, сделать их подручных средств что-то вроде адаптера ремня безопасности (не знаю ничего про их эффективность), договориться заранее с водителем о низкой скорости движения и т.д. Возможно, это лучший вариант.
Мы можем уклониться от риска, например, подождать машину с исправным автокреслом.
Мы можем передать риск другому. Здесь это практически неосуществимая стратегия, разве что вы выбьете из супруги обещание: "в случае чего - это было твое решение!", но вы же не такой, правда? )

Меня всегда радуют комментарии типа: "А вот меня батяня все детство в багажнике запорожца возил, и ничего", "Вы же не требуете парашют для ребенка в самолете?", "Вы бы еще у водителя сервисную книжку о прохождении ТО потребовали". Это забавно, но грустно. Если вы придете в ресторан и увидите, что повар одной рукой извлекает из гниющего носа длинные зеленые сопли, а другой готовит вам бутерброд, то вряд ли вам захочется там обедать. Если вам скажут, что у самолета какие-то проблемы с двигателем (да ладно, уж как-нибудь!), вы вряд ли захотите на нем лететь. Если вам предложат посетить бордель, где все больны сифилисом, вы вряд ли столько выпьете. ))
Риски, связанные с поездкой на машине не так видны, про них ничего не знаешь, даже не так, их не чувствуешь, пока они не превращаются в проблемы.

Что же касается аргумента "а вот раньше никаких кресел не было вообще, ездили ж как-то", то я сразу вспоминаю свою первую машину, я еще студентом был, когда ее купил. Это был ВАЗ-2106, кажется. Конструкция автомобиля не предусматривала не только задних ремней безопасности и обогрева стекла, но и правого зеркала (!), и пока я его саморезами не прикрутил, у нас с сотрудниками ГИБДД всегда был повод для остроумной дискуссии. Но ездил как-то, да. Года два, наверно. Хорошо, что это в прошлом. )) Не смотрите клип Лирника слишком много - он клевый, но он для ностальгии, а не для жизни. )

Интересно, что в проектной работе подавляющее большинство менеджеров ведет себя ровно так же, как некоторые комментаторы: демонстративно плюют на риски. Как же, ведь они такие умные, у них опыт в программировании (в строительстве, в банковских продуктах, в разведении овец) - аж два десятка лет, им эти менеджерские придумки ни к чему. Они же больше времени потратят на бюрократию, им же РАБОТАТЬ некогда тогда. Рискуем не успеть в срок? Да ладно, бюджет проекта, как известно, берется из неисчерпаемых кладовых добродушных инвесторов, о чем вы. Рискуем сделать не то, что надо? Да ладно, работай, фигней не занимайся. Рискуем выпустить некачественный продукт? Да ладно, не бери в голову, давайте переделаем все. Неотработанная технология? Да ладно, прокатит!
Культура наплевательского отношения к проектным рискам часто поддерживается сверху: "Вы мне тут науку занудную свою не разводите, мне результат нужен!", - ругается начальство. "Сделаем, Кузьма Митрофаныч, в лучшем виде!", - широко улыбается менеджер. И стоит ли говорить, что на уровне исполнителей о рисках вообще никто задумываться не хочет? Хорошо ведь известно, что менеджеры - это подлые люди, которые не дают работать.
Я думаю, теперь вы чуть лучше понимаете, как тяжело нам внедрять управление рисками в проектах, правда? ) Так что когда вам приходит в голову мысль "да ну нафиг", вспоминайте высказывание Тома Демарко: управление рисками - это управление проектами по-взрослому.

А тут еще и семья нервничает, и водитель курит какую-то гадость, и ночь, и еще целый час ехать. А дождь все сильнее.



  • 1
У нас есть "волшебная матрица рисков", которая показывает, что риск риск попасть в аварию у нас 0,1%, а со смертельным исходом -- 0,015% (это грубые прикидки). Все по науке!

Твоя нелюбовь к матрице напоминает хрестоматийное "Карфаген длолжен быть разрушен". )

Потому что, ч ней произошло то же, что и с пирамидой Маслоу -- хорошую идею утрировали до полного безобразия

Я с вами не согласна.
Комментарии типа "меня батяня все детство в багажнике запорожца возил" говорят не о том, что всем плевать на риски, а о том, что статистически риск ДТП низок. Прочие условия: семья нервничает, ребенок плачет и хочет спать, водитель курит какую-то гадость, говорят о том, что именно сейчас есть смысл не оставаться в аэропорту и усугублять состояние уставшего ребенка и замотавшихся взрослых, а добраться-таки до гостиницы.
Можно перестраховываться от всего, и тогда действительно работать будет некогда. А можно только от того, что считаешь значимым.
Была у нас в городе история про самолет с проблемой в двигателе. Перед взлетом из Паттайи или еще какого-то курортного города у пилота загорелась лампочка на табло, неполадки с двигателем. Пассажиров высадили, самолет проверили, сказали, что все норм, можно обратно садиться и лететь. Несколько человек отказались лететь на этом самолете. Самолет долетел благополучно. "Отказников" несколько человек пересадили на свободные места в следующем чартерном самолете той же тур. компании, но через 3-4 дня, а это время им пришлось жить в городе за свой счет. Несколько человек покупали новые билеты обратно за свой счет. Ко всем "отказникам" у паспортного контроля возникли вопросы о визах, потому что сроки были впритык. Да, все проблемы в итоге были решены. Но ценой дополнительных расходов из кармана самих "отказников", да еще и с неделю в среднем пришлось им провести не там, где планировали.

"меня батяня все детство в багажнике запорожца возил" - это Систематическая_ошибка_выжившего (survivorship bias)

Кстати да. И этот опыт иногда может сыграть весьма злую шутку. Сколько людей убилось под "Да мы всегда так делали!" - и сколько проектов загублено...

"Была у нас в городе история про самолет с проблемой в двигателе." - очень хороший пример, кстати, он показывает, что управление рисками стоит денег и требует бюджета.

а вот вам обратная история: http://www.regnum.ru/news/accidents/1916825.html

тут ведь в чем подстава. если не бумкнет, так оно, поди, и само бы не бумкнуло, верно? так что нечего дурью маяться.



чего-то мой комментарий как-то хамовато прозвучал. это нечаянно, править не буду, но извинюсь.

Вы и хамство -это как пингвины и белые медведи. )

Вы рассматриваете только риск аварии при условии, что ребенок не в автокресле, а тут еще есть по крайней мере риск, что ребенок за эти полтора часа под дождем заболеет. Приоритезировать, конечно, придется родителям, которые знают, что с их ребенком прокатит, а что нет. А вдруг у малыша чуть что температура до 40 град. ломит и не сбивается? Кроме того, вижу риск, что через полтора часа придет такая же машина без кресла. Насколько "стремный" этот водила? Может, с ним и взрослым лучше не ездить?
По сути, я с теми, кто считает, что ехать все равно надо, но принять меры предосторожности.
Что касается Де Марко и отечественных подходов, так наш риск-менеджмент начинается с того, что бюджетов на покрытие риска у нас не существует. Даже если начальство в курсе и Де Марко на память помнит. Национальный менталитет, maybe? Или национальная экономика

За последние годы хитрые (умные?) менеджеры научились размазывать риски по проекту, закладывая тем самым бюджет на них... Кстати, Демарко об этом тоже пишет, в Peopleware, кажется.

Поэтому я у людей прошу самые пессимистичные сроки :)
А то один скажет оптимистично, второй постарается не обидеть, третий хочет не ударить в грязь лицом на этапе согласования - и опа!... хотелось как лучше, а получилось как всегда :)

Смотря что за проект, смотря что за бюджет )))
В Peopleware, не в Waltzing with Bears?

Как минимум при реализации крупных строительных проектов всегда используется страхование строительных работ. Так что что-то все-таки есть

Кстати, да, возможно, сильно влияет величина проекта. Что логично: больше проект - выше риски

Я сам на себя поражаюсь насколько меняется отношение к рискам с жизненным опытом.
Своего старшего ребенка 13 лет назад я возил просто в люльке от коляски, поставленной на заднее сиденье машины. Сейчас мне бы это в страшном сне не приснилось, просто содрогаюсь, вспоминая как я это делал.
На протяжении множества лет я никогда не пристегивался в машине. Сейчас я не представляю себе езду непристегнутым, я не сяду в такси, если там не будет ремней безопасности (если такие такси еще остались).
Еще много примеров из области бытовой безопасности.
Видимо, с возрастом начинаешь ответственнее относиться к жизни.



Ваш пример не об управлении рисками, а об их принятии. Управление состоит в том чтобы таких ситуаций не было, а когда существенные риски сложились, то речь уже идёт не об управлении, а о переоценке проекта в целом. Человек который взял с собою критичный ресурс (маленького ребёнка) в слабоуправляемую среду, без предварительной оценки контрагентов и купирования данного риска (заказ индивидуального трансферта) должен ожидать что какой-то из рисков реализуется. Сам факт что ребёнок с ним уже сам по себе реализованный риск. Поэтому подобный перелёт с ребёнком означает, что вы готовы подвергнуть риску его здоровье ради других целей. Человек полетевший с младенцем в слаборазвитую страну, в неудачный сезон, допустим на отдых уже продемонстрировал достаточное пренебрежение рисками чтобы запросто "сесть в багажник Запорожца".

Принятие - одна из нормальных стратегий управления рисками. Управление рисками не состоит только лишь в уклонении от них. Возможно, у человека из упражнения недостаточно зрелая система риск-менеджмента, но она точно есть (ее не было бы, если бы, например, у него не хватало денег на вторую машину).

""
Менеджмент - это способ превращения тривиальных проблем в неразрешимые путём перевода конкретных технических вопросов в абстрактные морально-финансовые дилеммы.
""

http://vit-r.livejournal.com/801082.html#comments

Я писал не про запорожец, а про москвич. На запорожце возили старшего брата. И обоих - не в багажниках, а на заднем сиденье.

А вообще у меня было столько возможностей разбиться, погибнуть и т.п., что ни в какую статистику-тервер я давным-давно не верю. Тем более как математик по специальности.

У каждого в жизни своё предназначение. Пока оно не выполнено, никто не умрёт. А если уж пришёл срок - ничего не спасёт.

Не обижайтесь - это просто гипербола. )

Никаких обид, просто у metaclass'а бурное обсуждение возникло.

Читал. Оно прекрасно.)


так и чувствовала, что коллега :)


  • 1