?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
'Pretotype It: Make sure you are building The Right It before you build It right' by Alberto Savoia
psilonsk


Pretotyping saved the day – and saved us from the risk of having a nude parachutist landing in our backyard.

Сегодня речь пойдет о претотипировании и книге Альберто Савойи 'Pretotype It: Make sure you are building The Right It before you build It right' («Претотипируй: убедись, что создаешь правильный продукт, прежде чем начнешь создавать его правильно»). Несмотря на то, что я уже несколько раз употребил слово "претотипирование", написанное через "е", никакой ошибки здесь нет.

Претотипирование (англ. pretotyping - производная от preprototyping: "то, что предшествует прототипированию") - это начальный шаг тестирования любой бизнес-идеи, идеи нового продукта. Цель претотипирования - с минимальными вложениями времени и денег ответить на единственный вопрос: правильный ли продукт мы собираемся создавать?

Проще всего объяснить, что такое претотипирование, на истории Джефа Хокинса, создателя портативного компьютера Palm. В какой-то момент его компания выпустила портативный компьютер (речь о 90-х годах прошлого века), который был очень хорош с инженерной точки зрения, но провалился как бизнес-продукт. Провалился он из-за своих размеров - он был слишком большой. Тогда Хокинс решил выяснить, какого же размера компьютер устроил бы покупателей, и опрос коллег показал - компьютер должен помещаться в карман.
Джеф мог бы запустить создание такого устройства, вложить в него время и деньги. Но вместо этого он отправился в гараж, за десять минут выпилил из дерева брусок, который помещался в карман, наклеил на него бумажку с нарисованным экраном и кнопками. Джеф решил, что в его деревянном карманном компьютере есть как минимум четыре приложения: календарь, адресная книга, список задач и простенький блокнот. Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить контактные данные человека, сделать заметку, посмотреть, свободен ли он в следующий четверг и т.д., он доставал из кармана деревянный компьютер и смотрел на него. И так продолжалось больше месяца.
Джеф не сошел с ума (многие вокруг думали, что сошел), он просто пытался ответить на вопрос: "Если бы у меня был карманный компьютер, стал бы я его использовать для повседневных задач?" И через месяц "использования", ответ был однозначен - да!

Вот этот деревянный беленький претотип рядом с конечным продуктом:


Дальше можно было переходить к следующему шагу - прототипированию, попутно отвечая на возникшие в процессе претотипирования вопросы: "а сколько это будет стоить?", "а сможем ли мы сделать такой маленький компьютер?", "а на сколько хватит заряда батареи?" и т.д. Но главный вопрос уже был решен - это был правильный продукт.

Я думаю, все уже поняли основную идею: претотип отвечает на вопрос "правильный ли продукт мы собираемся создать?" и позволяет получить ответ с минимальными вложениями. Претотипирование - ключевое звено в цепочке: идея (умозаключение) => претотип (вещественная модель идеи) => прототип (работающий, но несовершенный аналог конечного продукта) => продукт (то, на чем мы будем делать деньги).

Может показаться, что претотипирование работает только для мира ИТ. Это не так, претотипы можно и нужно создавать для любого нового продукта - книги, биотехнологии, вида банковского кредита, здания, нового сорта пшеницы или породы хомячков. "Я хочу открыть ресторан для поклонников вареного тунца в Мытищах. Хорошая ли это идея?" "Я собираюсь вложить деньги в разработку программы, которая принимает на вход фото девушки в одежде, а выдает ее фото без одежды. Захотят ли люди использовать эту программу?" "Я планирую печатать стихи Бодлера на кукурузных чипсах формата А2 и продавать их возле станций метро. Могу ли я оставить должность бухгалтера в Газпроме и зарабатывать только на этих чипсах?"

Как и многие разумные подходы, претотипирование легко распространяется за рамки процедур создания нового бизнес-продукта и транслируется на любое новое дело, требующее инвестиций - времени, денег и прочих дефицитных ресурсов. И эта универсальность делает претотипирование еще вкуснее, ведь мы легко переходим из продуктовой плоскости в проектную. И хотя различия между менеджером проектов и менеджером продуктов весьма существенны, сама природа проектов позволяет органически использовать претотипирование.

В своей книге Альберто подробно описывает не только базовые принципы претотипирования, но и систематизирует подходы к созданию претотипов. Он четко отвечает на вопросы:
- Что такое претотипирование и почему оно важно при разработке новых продуктов?
- Какие методы претотипирования существуют и для каких типов продуктов их можно применять?
- Какие данные и метрики следует использовать для оценки претотипов?

Автор не поленился и снабдил все свои идеи хорошими историями, иллюстрирующими основные подходы к претотипированию. Один рассказ про нудиста-парашютиста чего стоит. ) Но есть кое-что поважнее хороших историй: претотипирование выдергивает нас из комфортного пространства идей и сторонних мнений об этих идеях. Мы переходим от умозаключений относительно продукта, от своих ничем не подкрепленных фантазий относительно его свойств, от своего глупого энтузиазма, от ложных негативных или столь же ложных позитивных мнений окружающих нас людей, к конкретным измеримым параметрам, к первому физическому воплощению нашей идеи. Продукта еще нет, потрачено на него минимум времени и денег, а уже есть предмет для демонстрации, обсуждения, анализа и выводов. И, главное, есть ответ на вопрос: "А правильный ли это продукт?"

Как вы думаете, сколько в книжке страниц? Семьдесят! Автор говорит, что его книга - тоже претотип, ему важно было протестировать основные идеи предлагаемого подхода. Поэтому в тексте совсем нет "воды", книжка лишена недостатков многих бизнес-книг, и она бесплатная. Русской версии пока нет, но зато есть переводы на испанский, итальянский, французский, немецкий, шведский, датский, иврит и венгерский. )

Резюмирую: великолепная книжка, которую необходимо прочитать всем. Если бы все бизнес-книги были такими, цены бы им не было.

За наводку на книжку огромное спасибо masychev.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
1. Берем старое доброе слово "макетирование"
2. Придумываем для него новое слово "претотипирование" и выдаем за свое изобретение
3. Надергиваем из мироздания подтверждающих историй в стиле Ошо, что, согласно Попперу, вовсе не трудно, и пишем "бизнес-книгу"
4. ????
5. Profit
Какой бы "претотип" у вас бы не был, вы никогда не сможете сказать наверняка "выстрелит" продукт или нет. История Palm, кстати, это подтверждает.

1. Берем старое доброе слово "макетирование"
2. Понимаем, что претотипирование - абсолютно про другое.

Т.е. макет в натуральную величину для КПК это не макет?
UPD: придется-таки прочитать книгу

Edited at 2015-03-24 09:03 am (UTC)

Так что оказалось: автор книги маркетолог или таки придумал что-то новое?

Не читал. Жду электронной версии

Я прочитал таки книгу. Книга плоха, а в моем переводе вообще говно.

Proof of Concept в чистом виде.
Но книгу, тем не менее, читать стоит - грамотное применение PoC получается редко.

А до книги Савойи предприниматели себе такие вопросы не задавали?

книга отвечает на два вопроса - нафига козе баян и стоит ли овчинка выделки? Если отвечает грамотно и образно - то это хорошая книга.
А что такое правильный продукт с точки зрения автора книги?

  • 1