psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Categories:

Карен Фелан «Простите, я разрушил вашу компанию»



Быть хорошим менеджером - это почти то же самое, что быть хорошим человеком.


Сегодня расскажу вам о книге, которую я уже несколько раз упоминал в своем блоге, - это книга Карен Фелан «Простите, я разрушил вашу компанию. Почему бизнес-консультанты это проблема, а не решение».
Лейтмотив книги: менеджмент - не наука.

Не секрет, что один из краеугольных камней, на которых покоится весь консалтинговый мир, - идея об измеримости бизнеса и о том, что только лишь с помощью измерений можно управлять. Все то, на чем консультанты зарабатывают, - внедрение системы сбалансированных показателей, разработка стратегии, подходы к управлению талантами, ранжирование сотрудников, методики повышения эффективности, тренинги по SMART-целям и т.д. - Карен жестко и обоснованно критикует, предлагая взамен больше учитывать в менеджменте человеческий фактор. Сразу уточню: речь не идет об отказе от измеримых показателей. Автор считает, что они должны существовать, но не должны доминировать, предлагает более внимательно относиться к людям и работать, прежде всего, с ними, а не с их числовыми характеристиками.

Гуру менеджмента и консалтинговые фирмы заставляют нас верить, что бизнес логичен, а компаниями управляют, руководствуясь цифрами, и что их модели и теории предоставят пошаговую инструкцию «Как добиться успеха». Компании стараются внедрить эти модели или принимать решения, опираясь на числовые показатели, и никогда не добиваются ожидаемого успеха потому, что на самом деле бизнес не рационален. Человеческий капитал — не часть бизнеса. Если убрать человеческий капитал, никакого бизнеса не останется, только куча офисов и оборудования, которое само ничего не производит. Бизнес — это люди, нелогичные, эмоциональные, непредсказуемые, творческие, одаренные странными способностями и порой гениальные, люди, которые не действуют в соответствии с теориями. Эта книга — напоминание, что нам нужно перестать дегуманизировать рабочее место и что, если вы успешно управляете «человеческим элементом», вы, в  общем-то, застрахованы от  всех неприятностей.

Не устаю повторять очевидное: работать с числами, отчетами и прочими (на первый взгляд) измеримыми сущностями - легко, а говорить и договариваться с людьми - трудно. Любой начинающий проектный менеджер с удовольствием потратит день на "оптимизацию" плана, на таблицу с информацией о загрузке команды, на отчет о расходовании бюджета, на настройку какого-нибудь нетривиального инструмента учета  и прочее. Все это важно, но, увы, вторично.  

К сожалению, большинство консультантов умеют внедрять только инструменты, и не готовы работать с людьми, а большинство компаний, пригласивших консультантов, не готовы менять видимость управляемости на тяжелую работу с сотрудниками. В результате, по мнению автора книги, страдают все - компании топчутся на месте и не могут решить свои проблемы, а консультанты зарабатывают себе дурную славу людей бесполезных, а то и вредных для бизнеса.

Я делала вид, что система управления запасами, которую я  внедряю,  — это ответ, когда на самом деле я  добиваюсь, чтобы люди на всех этапах цепочки поставок доверяли друг другу; делала вид, что занимаюсь реинжинирингом процесса разработки нового продукта, когда на самом деле помогала отделам продаж, маркетинга и исследований и разработки сотрудничать; делала вид, что своей чудесной способностью решать проблемы я обязана механическому мышлению компьютера, а  не человеческому воображению. Но больше всего я  устала смотреть на отношение к  людям как к  активам, которые нужно контролировать, измерять, стандартизировать и оптимизировать. Я не могу честно сказать, чем занимаюсь, потому что никто не купит мои услуги, если я скажу, что помогаю людям лучше работать вместе. Вместо этого я  притворяюсь, что продаю методологии, модели, метрики, процессы и системы.

В книге много примеров из богатой бизнес-практики Карен, советы начинающим менеджерам, истории успеха и неуспеха компаний и команд (и даже упоминание пресловутой Enron здесь очень к месту), рекомендации по борьбе со всеобщей страстью к оцениванию и ранжированию, советы по выбору консультантов и многое другое.    

По моим ощущениям, в нашей стране менеджерами и предпринимателями чаще становятся люди с "техническим" складом ума. У таких людей любовь к алгоритмам, цифрам и оптимальным стратегиям - в крови. Равно как и желание улучшить процесс, сделать его независимым от человеческого фактора. Им удобен и понятен мир, в котором, в том числе в менеджменте, действуют общие для всех законы. К сожалению, это иллюзия, и иллюзия весьма опасная.

Столь же опасна и бездумная трансляция опыта, полученного с одной командой, на другую. "Менеджмент зависит от контекста", - говорит Карен. А при таком предположении на первый план выходят не детальные алгоритмы, а общие принципы, базовые управленческие подходы, в основе которых - грамотные коммуникации между людьми, их контакт на всех уровнях компании.

Резюмирую: великолепная книга, в которой рассказывается о недостатках формальных управленческих подходов и о том, как эти недостатки можно преодолеть. Рекомендую прочесть всем без исключения.


Tags: Карен Фелан, Простите, здравый смысл, книги, консалтинг, менеджмент, управление проектами, я разрушил вашу компанию
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments