psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Карен Фелан «Простите, я разрушил вашу компанию»
psilonsk


Быть хорошим менеджером - это почти то же самое, что быть хорошим человеком.


Сегодня расскажу вам о книге, которую я уже несколько раз упоминал в своем блоге, - это книга Карен Фелан «Простите, я разрушил вашу компанию. Почему бизнес-консультанты это проблема, а не решение».
Лейтмотив книги: менеджмент - не наука.

Не секрет, что один из краеугольных камней, на которых покоится весь консалтинговый мир, - идея об измеримости бизнеса и о том, что только лишь с помощью измерений можно управлять. Все то, на чем консультанты зарабатывают, - внедрение системы сбалансированных показателей, разработка стратегии, подходы к управлению талантами, ранжирование сотрудников, методики повышения эффективности, тренинги по SMART-целям и т.д. - Карен жестко и обоснованно критикует, предлагая взамен больше учитывать в менеджменте человеческий фактор. Сразу уточню: речь не идет об отказе от измеримых показателей. Автор считает, что они должны существовать, но не должны доминировать, предлагает более внимательно относиться к людям и работать, прежде всего, с ними, а не с их числовыми характеристиками.

Гуру менеджмента и консалтинговые фирмы заставляют нас верить, что бизнес логичен, а компаниями управляют, руководствуясь цифрами, и что их модели и теории предоставят пошаговую инструкцию «Как добиться успеха». Компании стараются внедрить эти модели или принимать решения, опираясь на числовые показатели, и никогда не добиваются ожидаемого успеха потому, что на самом деле бизнес не рационален. Человеческий капитал — не часть бизнеса. Если убрать человеческий капитал, никакого бизнеса не останется, только куча офисов и оборудования, которое само ничего не производит. Бизнес — это люди, нелогичные, эмоциональные, непредсказуемые, творческие, одаренные странными способностями и порой гениальные, люди, которые не действуют в соответствии с теориями. Эта книга — напоминание, что нам нужно перестать дегуманизировать рабочее место и что, если вы успешно управляете «человеческим элементом», вы, в  общем-то, застрахованы от  всех неприятностей.

Не устаю повторять очевидное: работать с числами, отчетами и прочими (на первый взгляд) измеримыми сущностями - легко, а говорить и договариваться с людьми - трудно. Любой начинающий проектный менеджер с удовольствием потратит день на "оптимизацию" плана, на таблицу с информацией о загрузке команды, на отчет о расходовании бюджета, на настройку какого-нибудь нетривиального инструмента учета  и прочее. Все это важно, но, увы, вторично.  

К сожалению, большинство консультантов умеют внедрять только инструменты, и не готовы работать с людьми, а большинство компаний, пригласивших консультантов, не готовы менять видимость управляемости на тяжелую работу с сотрудниками. В результате, по мнению автора книги, страдают все - компании топчутся на месте и не могут решить свои проблемы, а консультанты зарабатывают себе дурную славу людей бесполезных, а то и вредных для бизнеса.

Я делала вид, что система управления запасами, которую я  внедряю,  — это ответ, когда на самом деле я  добиваюсь, чтобы люди на всех этапах цепочки поставок доверяли друг другу; делала вид, что занимаюсь реинжинирингом процесса разработки нового продукта, когда на самом деле помогала отделам продаж, маркетинга и исследований и разработки сотрудничать; делала вид, что своей чудесной способностью решать проблемы я обязана механическому мышлению компьютера, а  не человеческому воображению. Но больше всего я  устала смотреть на отношение к  людям как к  активам, которые нужно контролировать, измерять, стандартизировать и оптимизировать. Я не могу честно сказать, чем занимаюсь, потому что никто не купит мои услуги, если я скажу, что помогаю людям лучше работать вместе. Вместо этого я  притворяюсь, что продаю методологии, модели, метрики, процессы и системы.

В книге много примеров из богатой бизнес-практики Карен, советы начинающим менеджерам, истории успеха и неуспеха компаний и команд (и даже упоминание пресловутой Enron здесь очень к месту), рекомендации по борьбе со всеобщей страстью к оцениванию и ранжированию, советы по выбору консультантов и многое другое.    

По моим ощущениям, в нашей стране менеджерами и предпринимателями чаще становятся люди с "техническим" складом ума. У таких людей любовь к алгоритмам, цифрам и оптимальным стратегиям - в крови. Равно как и желание улучшить процесс, сделать его независимым от человеческого фактора. Им удобен и понятен мир, в котором, в том числе в менеджменте, действуют общие для всех законы. К сожалению, это иллюзия, и иллюзия весьма опасная.

Столь же опасна и бездумная трансляция опыта, полученного с одной командой, на другую. "Менеджмент зависит от контекста", - говорит Карен. А при таком предположении на первый план выходят не детальные алгоритмы, а общие принципы, базовые управленческие подходы, в основе которых - грамотные коммуникации между людьми, их контакт на всех уровнях компании.

Резюмирую: великолепная книга, в которой рассказывается о недостатках формальных управленческих подходов и о том, как эти недостатки можно преодолеть. Рекомендую прочесть всем без исключения.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Я не могу честно сказать, чем занимаюсь, потому что никто не купит мои услуги, если я скажу, что помогаю людям лучше работать вместе.

++++++++

Если бы всё сводилось к методикам то термина "итальянская забастовка" не существовало бы. Однако свободная излишне неформальная работа также опасна. В итоге опять приходим к обычному: "Всё хорошо в меру".

Главное, где этот баланс находится, где проходит граница.

Границы баланса нет, а есть большая зона между "итальянцами" и "варварами" вот в этой области и нужно лавировать. Если задача рутинная, либо чрезмерно рискованная (например работа с опасными материалам или гостайной) то плывём ближе к Италии, если задача творческая, не шаблонная, с фиксируемыми рисками идём севернее.

все верно, можно управлять зная определенную информацию, но, консультант не принимает решений, их принимает собственник. Решения могут быть разными, а выбрать можно только один вариант. ну и элемент везения также играет роль в бизнесе, (и много неизмеримых параметров)... так что... но без аналитики -еще хуже

Умный и сильный консультант иногда очень влияет на решения собственников и менеджеров.

Нашёл эту книгу через ваш пост "Что почитать, чтобы почитать" - про ЖЖ-пользователей, которые советуют книги.
И эту книгу я заприметил чисто из-за названия. Только из-за названия она мне кажется классной)

P.S. оффтоп - ненавижу корпоративы в честь праздников

Рад, что оказалось полезным. )

Спокойно выпейте и забудьте про корпоратив. ))

Ох, я все время lagging behind, комментирую потом ни к селу. Но это просто про мой проект. Компания пригласила нас, парочку консультантов, внедрять новую методологию, а людям эту идею забыла продать. Страдает, не знаю даже, можно ли сказать к счастью, не моя репутация, а репутация методологии, а мы думаем как исправлять.
Книги еще ну совершенно некогда стало читать после выхода на работу, каждый свободный час хочется посвятить сну, а я вам еще про книжку про консалтинг обещала мнение написать :)

В чем ценность этого блога, так это в том, что тут нет устаревших постов и несвоевременных комментариев. ) Тем более от вас. ))
Про обещание помню и жду его выполнения. )

Великолепной книгу назвать не могу, она где-то на 76.5 из 100 по интересу и 58.4 по полезности. Но сумма больше порогового значения в 119, так что спасибо за подсказку :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account