?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Ложные цели
psilonsk


Читаю прекрасную книгу Карен Фелан о проектах в консалтинге (скоро рецензия). Одна из основных мыслей автора: нельзя связывать систему управленческих метрик с системой поощрений и наказаний. Другими словами, нельзя штрафовать и вознаграждать сотрудников по результатам достижения ими каких-либо показателей.

Человек, тем более наш человек, - адаптивная система. Те руководители, которые делают ставку только лишь на достижение формальных показателей, получают обратную реакцию - сотрудники сопротивляются системе и начинают искать способы ее обмануть. Что еще хуже, несовершенной системой параметров часто заменяют цели.

Тут мне вспоминается такая история: пришел я купить тур в какую-то овощноотдыховую страну, Египет, кажется. Дело было в последний день квартала да еще и вечером. Мы долго выясняли с сотрудником агентства всякие детали, меня что-то не устраивало, и я сказал, что зайду попозже, завтра или послезавтра. На это мне сразу сделали такую скидку, что даже я удивился - с чего бы? Оказалось, накрывался квартальный план продаж, и лично менеджеру (!) выгоднее было продать тур почти даром, чем не выполнить квартальный план.
Это типичный пример попытки обмануть формальную систему показателей. Кстати, во многих компаниях продажи к концу квартала растут, а в начале проседают - по этой же причине. Хитрые топ-менеджеры модифицируют систему так, чтобы избежать этого проседания, а ушлые сотрудники ищут способы ее обмануть, и по кругу.

В проектной деятельности, особенно на коротких проектах, пользы от формальных параметров больше, чем в операционной, и то менеджеры иногда ими злоупотребляют. Особенно это хорошо видно в ИТ-проектах (анекдотические примеры типа зависимости премии от количества найденных ошибок в коде я уж приводить не буду), где общая беда всех менеджеров - привычка решать управленческие задачи только техническими средствами, без учета человеческого фактора. А если вспомнить, что сейчас любая компания очень зависит от ИТ, масштабы бедствия становятся понятны.

Попытка управлять людьми, только лишь опираясь на формальные пармаметры, ведет к потере цели, полной замене ее набором параметров сомнительной значимости. Истинные цели в такой бизнес-среде уже не опираются  на критерии достижения, а сводятся к ним. Печальный результат не заставит себя долго ждать.    




promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
А премия за сделанный проект — хорошая вещь?

А это смотря кому, сколько, за что.

Мне не кажется продуктивным такое достраивание.

С сутью стати согласен, но фраза "проекты в консалтинге" совершенно для меня непонятная и пресная)Наверное, потому что мутно представляю себе, что такое "консалтинг")

Конгсалтинг - это когда советуют что-то за деньги. ) Если сразу посоветовать сложно, то советуют в течение проекта. ))

Ну это да) Просто думаю, что в этой области легко нарваться на негативные или нейтральные результаты.
Так и представляю себе молодых парней - бизнес-акул - которые в свои 25 лет лечат директоров и оперируют словами "успех", "прибыльность", "рентабельность") Да, я мало встречал успешных бизнес-консультантов, знаком только с теми из них, кто написал отличные книги (вроде тех, что вы советуете).

В любой области можно на такие результаты нарваться...

(Deleted comment)
Ни с чем. Система управленческих метрик просто один из источников информации.

На второй (да и на первый) вопрос хорошо отвечает книжка вышеупомянутой Карен Фелан.

Закон Гудхарта

Спасибо, даже не знал о таком.

"для каждой цели нужен один, но идеально подобранный инструмент"

после университета пришёл на режимный завод, где все поручения выполнялись точно, в срок, с обратной связью. система была настолько хорошо отлажена, что не допускалось и мысли о том, что какое-то задание может быть не выполнено, или выполнено не в срок.
работали взрослые ответственные люди и относились к коллегам как ко взрослым ответственным людям.

для "обезьянок" нужны другие средства: дробление процесса на элементарные действия и жёсткий контроль.
появляется иллюзия независимости от квалифицированных кадров, а на деле оборачивается описанным противостоянием сотрудников и руководителей, когда, вместо работы, решается интересная инженерная задача, например, "как не работать, а деньги получать".

Может, тогда просто избавиться от "обезьянок"?

может быть, конечно, и да, но, скорее всего, нет )

ведь, "для каждой цели нужен один, но идеально подобранный инструмент" ))

  • 1