psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Миссионный недуг



уныла жизнь на птичьем рынке
купил цыплят продал цыплят
другое дело слонорынок
купил слона продал слона

Покемон


Дети любят вообразить себя взрослыми - девочки примеряют мамины туфли и неумело мазюкают по лицу кроваво-красной помадой, мальчики с завистью поглядывают на отцовский набор отверток и молотков (или наоборот, тут уж не угадаешь). Но то дети.
Другое дело, когда в эту игру играют люди взрослые, да еще и занимающиеся бизнесом.

Люди, решившие открыть свое дело, начинают с того, что обзаводятся сайтом. И тут же случается страшное: они пишут миссию компании. Формулировка этой миссии занимает не один день (оптимистичная оценка), а сам текст не помещается на страницу. Потом они решают, что пора сформулировать ценности компании. Тоже, наверное, садятся, думают, спорят. Так появляется еще более объемная страница бессмысленного текста.
К этому моменту часто компания существует на бумаге, и клиентов пока нет. Но зато есть миссия и ценности. Они никак не влияют на денежный поток, но зато позволяют чувствовать, что все не зря, что вот он - смысл, вот она, наша уникальность.

Соотечественники, чья загадочная русская душа свербит и чешется, обожают мучать себя вопросами "кто я?", "зачем я?", "куда я?". Для западного предпринимателя подобный уровень рефлексии достижим только на уровне первого стомиллионного счета, не раньше. Западному человеку не до оттачивания формулировок миссии - ему бы побыстрее продукт сделать и продать.

Миссионная болезнь вызывает у предпринимателей осложнения, например, тягу к построению формальных управленческих систем. Как же, мы же хорошо умеем выделять и описывать бизнес-процессы! У меня в ЖЖ вся лента забита бесконечными историями формализации, оптимизации и канализации бизнес-процессов в конторах, в которых три сотрудника, и те работают удаленно. И так уже много лет, бесконечная история, видимо.

Маленькой компании из пяти человек не нужна корпоративная система управления проектами, базирующаяся на процессах многотомных трудов PMI. Ей не нужны формальные процессы, учитывающие расстановку политических сил. Ей не нужны многоэтапные процедуры согласования проектных планов и прочая бюрократия. Маленькой компании нужен простой и быстрый инструмент достижения целей проекта, с минимумом организационных заморочек.

Но нет, стартапы на второй день существования (а до третьего еще дожить надо) сами начинают создавать себе проблемы, пытаясь применить в своей новой крохотульной тусовке опыт, полученный отцами-основателями в огромных корпорациях.

Здравая идея: сайт компании со всеми этими миссиями и прочей ерундой должен появиться только после того, как появится сайт продукта компании, и не только появится, но и продукт хорошо себя зарекомендует и станет приносить деньги. Исключения из этого правила есть, но они относятся к случаям, когда компания и есть свой продукт (примеры вы сами легко приведете). И то можно без миссии обойтись, она за полгода три раза поменяется кардинально.

В противном случае существование проекта, да и всей компании, лишено смысла, уж простите за банальность.    


Tags: бизнес, здравый смысл, качество, менеджмент, миссия, обучение, повод задуматься, развитие, раздражение, стартапы, тренинги, управление проектами, цель
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments