?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Менеджмент в истории: мотивация в стиле Нечаева
psilonsk


Сначала я хотел предложить эту историю как небольшую задачку. Но, по просьбе непосредственного участника, отказался от этой идеи. Пусть это останется просто историей.)

Один мой знакомый, большой оригинал, много лет назад для своей компании решил написать что-то вроде внутреннего устава, миссии. Вдохновение он решил черпать из весьма неожиданного источника - "Катехизиса революционера". В двух словах: это один из самых важных, судьбоносных и кровавых документов в истории России, он был создан группой революционеров в 1869 году, и с его появлением революционный терроризм стал системой. Все революционные события конца 19 и начала 20 веков обусловлены поступками людей, которые действовали в соответствии с этим документов.

Мне показалось уместным привести его текст (не пролистывайте, найдите в себе силы прочесть до конца):


Катехизис революционера

Отношение революционера к самому себе
§1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией.
§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем
образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него — враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.
§3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения. Для этого и только для этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй медицину. Для этого изучает он денно и нощно живую науку людей, характеров, положений и всех условий настоящего общественного строя, во всех возможных слоях. Цель же одна — наискорейшее и наивернейшее разрушение этого поганого строя.
§4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему.
§5. Революционер — человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.
§6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение — успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ея достижению.
§7. Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Революционерная страсть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции.

Отношение революционера к товарищам по революции
§8. Другом и милым человеком для революционера может быть только человек, заявивший себя на деле таким же революционерным делом, как и он сам. Мера дружбы, преданности и прочих обязанностей в отношении к такому товарищу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.
§9. О солидарности революционеров и говорить нечего. В ней вся сила революционного дела. Товарищи-революционеры, стоящие на одинаковой степени революционного понимания и страсти, должны, по возможности, обсуждать все крупные дела вместе и решать их единодушно. В исполнении таким образом решенного плана, каждый должен рассчитывать, по возможности, на себя. В выполнении ряда разрушительных действий каждый должен делать сам и прибегать к совету и помощи товарищей только тогда, когда это для успеха необходимо.
§10. У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров второго и третьего разрядов, то есть не совсем
посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит, как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела. Только как на такой капитал, которым он сам и один, без согласия всего товарищества вполне посвященных, распоряжаться не может.
§11. Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет, революционер должен соображаться не с какими нибудь личными чувствами, но только с пользою революционного дела. Поэтому он должен взвесить пользу, приносимую товарищем — с одной стороны, а с другой — трату революционных сил, потребных на его избавление, и на которую сторону перетянет, так и должен решить.

Отношение революционера к обществу
§12. Принятие нового члена, заявившего себя не на словах, а на деле, товариществом не может быть решено иначе, как
единодушно.
§13. Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором — все и все должны быть ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку.
§14. С целью беспощадного разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, во все сле (?) высшия и средние <сословия>, в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократский, военный, в литературу, в третье отделение и даже в зимний дворец.
§15. Все это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий. Первая категория — неотлагаемо осужденных на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осужденных по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так чтобы предыдущие номера убрались прежде последующих.
§16. При составлении такого списка и для установления вышереченаго порядка должно руководствоваться отнюдь не личным
злодейством человека, ни даже ненавистью, возбуждаемой им в товариществе или в народе. Это злодейство и эта ненависть могут быть даже отчасти полезными, способствуя к возбуждению народного бунта. Должно руководствоваться мерою пользы, которая должна произойти от его смерти для революционного дела. Итак, прежде всего должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергических деятелей, потрясти его силу.
§17. Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта.
§18. К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями; опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, влияние, связи, богатство и сила сделаются таким образом неистощимой сокровищницею и сильною помощью для разных революционных предприятий.
§19. Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что слепо следуешь за ними, а между тем прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их до нельзя, так чтоб возврат был для них невозможен, и их руками и мутить государство.
§20. Пятая категория — доктринеры, конспираторы и революционеры в праздно-глаголющих кружках и на бумаге.
Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломныя заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих.
§21. Шестая и важная категория — женщины, которых должно разделить на три главных разряда. Одне — пустые,  бессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться, как третьею и четвертою категориею мужчин. Другия — горячия, преданныя, способныя, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего безфразного и фактического
революционного понимания. Их должно употреблять, как мужчин пятой категории.
Наконец, женщины совсем наши, то есть вполне посвященныя и принявшия всецело нашу программу. Они нам товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно.

Отношение товарищества к народу
§22. У товарищества ведь <нет> другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа, то есть чернорабочего люда. Но, убежденные в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и побудить его к поголовному восстанию.
§23. Под революциею народною товарищество разумеет не регламентированное движение по западному классическому образу — движение, которое, всегда останавливаясь с уважением перед собственностью и перед традициями общественных порядков так называемой цивилизации и нравственности, до сих пор ограничивалось везде низложением одной политической формы для замещения ее другою и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России.
§24. Товарищество поэтому не намерено навязывать народу какую бы то ни было организацию сверху. Будущая организация без сомнения вырабатывается из народного движения и жизни. Но это — дело будущих поколений. Наше дело — страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.
§25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством: против дворянства, против чиновничества, против попов, против гилдейского мира и против кулака мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.
§26. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу — вот вся наша организация, конспирация, задача.

Разумеется, между документом, призывающим к тотальному разрушению, и документом, который должен стимулировать созидание и устанавливать порядок в организации, есть небольшая разница.)) И мой знакомый это хорошо понимал, поэтому исключил большую часть идей, оставив лишь то, что касается служения компании и ее целям и хорошенько над ними поработав в соответствии со своими задачами. Что ему понравилось (и потому он этот источник выбрал) - неукротимая энергия, воля, которой каждое слово дышит, каждая строка горит. А человек этот имел неплохой бэкграунд как менеджер проектов и вдохновился той фанатичной установке на цель и ее достижение, которые в тексте бьют через край. В общем, изменил букву, сохранив дух.

Прошло много лет. Человек бизнес тот давно продал и живет вдали от родных березок, от скуки консультирует стартапы и хорошо себя чувствует.

А миссия компании и ее устав с тех пор не поменялись. Говорят, хорошо работает.




promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Мда. Документик то расчитан на упоротых. И строить из таких организацию чревато. Хотя, если работает, то и слава богу.

+1. Я бы, честно говоря, прочитав такую миссию по приходу на новую работу в России, подумал, что у составителя не все дома. А вот в Штатах вполне могу себе такое представить. Только отношение скорее построено на деньгах. Например, начальник вполне может спросить подчинённого: а ты что это сегодня так рано домой уходишь, за что я тебе деньги плачу ?
Намёк же на деньги в таком контексте в России воспринимается даже высокооплачиваемыми специалистами как наезд на святое (на их время и т.д.). Поэтому, как мне кажется, ни такая миссия, как указана в посте, ни финансы в России не будут людей мотивировать. А вот мотивация другого порядка по пирамиде вполне сработает (e.g.: мы тут храм строим, пусть и зарплаты не очень высокие, но полезное дело делаем, всем нужное; или так: наша технология на рынке будет самой крутой, мы же не позволим каким-то подмастерьям из X сделать лучше нас.).

А цели и миссию компании, начертанную золотыми буквами на стене, наёмные работники (в России) в гробу видали в большинстве случаев. Миссия Газпрома ? Не смешите мои кеды. Да попилите вы уже золотой пилой всё к чёрту, только меня не трогайте и денег платите.

Edited at 2014-10-09 06:44 pm (UTC)

ну толком-то так ничего и не рассказали :) интересно же, как именно переработал - поскольку оригинал это ад кромешный, но стихи известно из чего растут. поэтому источник интересен сугубо как иллюстрация к результату, а результат-то и не показали.

Увы, вынужден сдержать слово, данное автору, и не публиковать. Может, как-нибудь уговорю. )
Но даже и без этого человек с достаточным уровнем парадоксальности мышления способен сделать каки-нибудь выводы и, если не понять, то точно что-нибудь почувствовать. )

Всегда смешно слышать, что "миссия" работает. Люди работают, а эта бумажка просто лежит где-то в файле.

Edited at 2014-10-10 03:57 am (UTC)

Бумажка - основа, отправная точка. Исходник тоже не сам по себе трудился.

Была у вас история про Петра, которого уволили за то, что он над каким-то внутренним уставом ржал на всю контору. Так вот если бы у нас ввели подобный устав, меня бы тоже уволили. В первый же день.
Как к уставу фирмы, написанному в таком стиле, можно серьезно относиться? "Работник ООО "Ромашка" - человек обреченный, у него нет ни семьи, ни привязанностей"?
Чтобы это не было смешно, нужно очень талантливо переработать. Присоединяюсь к просьбам показать конечный текст.

Увы, вынужден сдержать слово, данное автору, и не публиковать. Может, как-нибудь уговорю. )
Но даже и без этого человек с достаточным уровнем парадоксальности мышления способен сделать каки-нибудь выводы и, если не понять, то точно что-нибудь почувствовать. )

Я ж говорю - устав-миссия не такой трагичный и надрывный. Но ощущения примерно такие же. )

А как он понял, что миссия "работает"?
В моем представлении, миссия компании должна работать бритвой Оккама - отделять то, чем компания должна заниматься, от того, чем не должна.

Миссия работает, если люди ее разделяют и действуют в соответствии с ней.

Можете привести пример действия "в соответствии с миссией", которое бы не было сделано (или было бы сделано по-другому) в случае другой миссии компании?

"Говорят, хорошо работает"
Благодаря этой бумажке? Да я скорее поверю, что новогодние тосты сбываются!

Нет, конечно. Благодаря людям, которые воплотили бумажку в жизнь. Исходный документ тоже не сам по себе империи рушил.

Катехизис выкристаллизовался из среды самих революционеров. И этот процесс обратной силы не имеет и на наемных работников не распространяется -- мотивация не та. Это все равно, что заставить солдат-контрактников служить в соответствии с бусидо. Не, формально бусидо можно ввести, и даже когда потом всем рассказывать, что побеждаем именно благодаря ему, но... )

Прочитал и сразу вспомнил манифест бюрошника из дизайн-бюро Артёма Горбунова.
Видно, тоже были вдохновлены таким стилем написания.

  • 1