psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

Патрик Смит «Говорит командир корабля. Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота»

Самолет не падает, потому что у него нет на это времени.
Орвилл Райт

Не могу сказать, что я очень частый гость на борту самолетов. Был у меня период, когда я регулярно слышал в Шереметьево сквозь утреннюю дрему: "Доброго ранку, шановни пани та панове! Вас витает командир летака, шо прямуэ до Кыива..." Но это, скорее, исключение. С другой стороны, я летаю нередко - профессия обязывает.

Книга Патрика Смита «Говорит командир корабля» как раз про все, что связано с полетами.

Буду краток - это очень интересная история от профессионального пилота, написанная понятным нам, простым пассажирам, языком.

Когда профессионал, страстно любящий свое дело, может увлекательно и доступно о нем рассказать, получается замечательно. Патрику это удалось, а его любовь к самолетам вдохновляет. )

Я прочитал много книг о самолетах. Они, мягко говоря, не дотягивают до эстетики работ об искусстве и науке, которые стоят на ваших книжных полках. Книги о самолетах заполонены яркими снимками: шасси, крылья, хвостовое оперение — все это изображено в манящих ракурсах. Такую эротизацию механических объектов можно найти и в работах об автомобилях, мотоциклах, оружии. Это дешевый и простой прием, и он совершенно не к месту. К сожалению, на данный момент интерес и уважение к авиации так и не смогли перерасти подростковую фетишизацию подобного уровня.

Главное в этой книге лично для меня - ответ на многочисленные вопросы о пассажирских страхах. Чего нужно бояться пассажиру, а чего - точно не стоит?

Полный выход из строя всех двигателей так же маловероятен, как, например, предложение стюардессы почистить вам ботинки (хотя такое бывало). Среди основных причин — полное израсходование горючего, вулканический пепел и птицы. В ряде таких случаев пилотам удавалось посадить самолет без единой травмы или смерти. В других случаях один или несколько двигателей удавалось завести перед посадкой самолета.

Ну и много чего еще интересного. Какие аэропорты хорошие, а какие - нет? Может ли не хватить топлива? Что, если в самолёт ударит молния? Что, если в двигатель попадёт птица? Где в самолете самые безопасные пассажирские места? Насколько опасна разгерметизация корпуса? Стоит ли летать на старых самолётах? Чем сотовые телефоны, ноутбуки и планшеты действительно опасны? Чего боятся сами лётчики?

Обычно лётчики боятся того, что не могут контролировать. Мы не столько опасаемся допустить фатальную ошибку, сколько стать жертвой чужой оплошности или оказаться в неподвластной нам ситуации. Если бы я составлял рейтинг, то прежде всего назвал бы пожар от литиевых батарей, столкновения с птицами, в результате которых повреждается несколько двигателей, выход из строя важнейших механических устройств и столкновение самолётов на земле. «Выход из строя важнейших механических устройств» — это обобщённый термин для ситуаций вроде утраты управления полётом (потеря управления рулём направления, рулём высоты или элероном), самопроизвольного включения реверсивного устройства и прочие мрачные сценарии, при которых лайнер становится неуправляемым.

Что касается возгораний батарей, то с мощными литиевыми аккумуляторами — как литий-ионными, так и литий-полимерными (используемыми во многих ноутбуках и других устройствах) — нередко происходит то, что называется тепловым разгоном аккумулятора. Это цепная химическая реакция, в результате которой они резко и бесконтрольно перегреваются. В результате возможен не только небольшой пожар в пассажирском салоне, где его можно быстро ликвидировать при помощи огнетушителя, но и сильное, хотя и незаметное возгорание в багажном отсеке. К сожалению, испытания показали, что системы пожаротушения на основе хладона, используемые в грузовых отсеках гражданских самолётов, не способны справиться с подобными пожарами.

Книга получилась хорошая, рекомендую.


Tags: Патрик Смит, говорит командир корабля, интересные люди, книги, профессионалы, самолеты
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments