psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Речь о пролитом молоке
psilonsk


Давно хотел написать про дошкольное образование в России.
Как вы хорошо знаете, вопросы образования и обучения волнуют меня чрезвычайно (причины очевидны), причем все аспекты и уровни образования, не только бизнес-тренерство.

Так вот, нормального детского дошкольного образования в России нет.

Тут же кто-нибудь из дорогих моих читателей встрепенется и возмущенно воскликнет: "Есть, есть такая партия! Вот у нас в Свердловской области прекрасный дошкольный центр работает!" Ну, вы сами понимаете,  где системное образование, а где единичные случаи чего-то приличного, затерянного в мистических лесах.

Все попытки сделать хоть какую-то дошкольную образовательную систему, например, открыв сеть детских дошкольных центров с единой программой (что уже подразумевает стандартизацию процессов), вызывают только легкий вздох сожаления. Многое, конечно, зависит от личности преподавателя, его компетенции, но далеко не все. Просто нет системы. Поэтому занятия вызывают иногда шок и трепет.

Приведу пример, даже два. Первый - детский дошкольный центр, назовем его "Яблонька". Второй - Smart Kids. В реальности у них примерно такие же названия, отражающие идеологию обучения - первый центр работает кондовыми отечественными методами, второй взял на вооружение какую-то иностранную теорию.
Слушательская аудитория в обоих случаях одинакова - самому старшему участнику только-только исполнилось два года, так что на уроке присутствуют и родители.

В "Яблоньке" занятие длится 45 минут. За это время, по мнению преподавателя, надо успеть вообще все. Поэтому урок начинается стремительно и неотвратимо, как подъем роты солдат по тревоге. Дети входят в зал и почти сразу должны бежать по коврику, преодолевая полосу препятствий (пока еще маленькие надувные кочки, трубы, куда надо лезть, веревки, под которыми надо проползать) и выполняя на бегу гимнастические упражнения. Затем следует резкая команда (у препода для этого есть свисток), и надо быстро эту полосу убрать и сесть на коврик. Тут же каждому раздают, например, по небольшому пазлу, и - время идет, быстрее, быстрее! - надо его резво собрать. На каждое задание отводится минут пять, поэтому щелкать клювом времени нет, прости, малыш. Дальше все должны сесть перед магнитной доской. Преподаватель:  - Сегодня мы будем изучать зверей, которые живут на севере! Кто это у меня на картинке? Медведь! Белый медведь! Он живет на севере!
- Ууууу, - начинают гудеть дети, белого медведя все любят и знают.
- А это, ребята, морж! Он тоже живет на севере!
(тишина, морж выглядит грозно)
- А это, ребята, пингвин! Он тоже живет на севере! С моржом и белым медведем!
- Пингвины не живут на севере, - не выджерживает интеллигентный папа в заднем ряду, - Пингвины живут на юге...
- Вы что-то путаете! Пингвины живут на севере, вот, посмотрите, даже лед нарисован! Уточните еще раз дома!
- Да я уверен, ведь...
Но уже поздно, преподаватель дает свисток к началу "творчества". Во время творчества надо быстро занять место за столом, надеть фартук и минут десять посвятить краскам, пластилину и прочим креативным делам.
И так все сорок пять минут - одно задание стремительно сменяет другое. Выпал из процесса? Догоняй.
В конце все встают в круг и должны петь: "До свиданья, до свиданья, приходите к нам еще! До свиданья, до свиданья, ЗДЕСЬ НАМ БЫЛО ХОРОШО!"

Занятие в Smart Kids длится полтора часа. Из них собственно обучение занимает минут тридцать, а остальное время - релакс и игры. Все очень деликатно, по-западному - занятия начинаются с объятий, преподаватель говорит тихим голосом, никаких свистков и гонки. Но планка тоже высока:
- Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (показывает аудитории крупное деревянное яйцо, дело происходит незадолго до Пасхи). Ну, как вы думаете?
(тишина)
- Ну, тогда пусть нам помогут мамы и папы! Что это?
- Яйцо, - неуверенно шепчет одна из неопытных в этих делах мам. Остальные злорадно ждут.
- А вот и нет! Это овоидная форма!
- ???!!!
- Да! Это тело вращения, которое получается из овоида, если его вращать вокруг оси симметрии! И он только похож на яйцо.

В общем, печально все. А ведь, казалось бы, такое поле для бизнеса.

Кстати, родители больше любят "Яблоньку": "Потому что в нашей жизни надо уметь все делать быстро. Тем более в России".



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
А что Вы думаете о школьном образовании?

Остатки хорошей советской (= немецкой) образовательной системы еще есть, но старательно искореняются, увы. Некоторые уже выбирают такие варианты: http://psilonsk.livejournal.com/177201.html

С большим интересом почитала и пост, и комментарии.
Картинка к посту просто великолепна))

Кстати, родители больше любят "Яблоньку": "Потому что в нашей жизни надо уметь все делать быстро. Тем более в России".

Может, сейчас и нет других родителей?

Те, у кого не было приоритетов "надо уметь быстро", предпочли не размножаться (или размножаться за границей), чтоб не растить заведомых "лузеров", т.к. сами не обладая необходимыми "когтями и клыками", они не смогли бы и детям своим привить необходимые навыки выживания "в нашей жизни"?

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (показывает аудитории крупное деревянное яйцо, дело происходит незадолго до Пасхи). Ну, как вы думаете?
(тишина)
- Ну, тогда пусть нам помогут мамы и папы! Что это?
- Яйцо, - неуверенно шепчет одна из неопытных в этих делах мам. Остальные злорадно ждут.


недавно была ссылка у иванова-петрова про 30-летних студентов
http://pascendi.livejournal.com/1302716.html?thread=9854140#t9854140

А у нас просто хороший садик и там просто хорошо с детьми занимаются. Без всяких мотесори и проч. Спектакли, ритмика, физкультура, утренники. Детям нравится -- это самое главное

А они подготовят дите к поступлению в 57 школу? )

Я могу судить только по своему опыту. Старший сын у меня посещал просто хорошие садики + всякие допзанятия по ритмике, творчеству и проч. при них же. В результате он учится во одной из самых лучших гимназий города в классе не для простых детей. С нами учатся дети весьма обеспеченных родителей, которые ходили по всяким школам развития (монтесори и прочее -- не помню названий). И что-то мега-успехов не наблюдается. Нет, умницы есть конечно, но их не больше, чем в обычном сильном классе. Но остальные-- дети как дети. есть даже те, кто к недешевым психологам ходит, т.к. проблемные.
Для себя я сделал вывод, что детьми надо заниматься, и тогда, если есть способности, то они выстрелят. Если нет -- будет просто нормальный ученик. Главное во время признаться себе, что твой ребенок не гений.
А вот детей, у которых родители пичкали их школами развитиями, потом шахматами, рисованием, танцами и проч. одновременно я уже насмотрелся достаточно. Тяжелое зрелище

А можно подробнее, в чём жуткое? Не приспособлены к жизни? Спиваются и старчиваются в универе моментом?

Господь с вами -- им по 8-9 лет всего! Ну это долго объяснять, но общее у них это плохое умение общаться со сверстниками, и некоторая замученность. Ну видно, что они перегружены. Ну и проблемы психологические у некоторых действительно есть -- несколько таких детей "индиго" ходят к психологам.
Заметьте, я не считаю, что это школы развития детей до этого довели. Довели родители.

У меня в монтесори ходит.
И без овойдных тел, и без свистков к началу творчества.

Монтесори - популярная штука сейчас, да. И как?

Толковая методика, но на 90% все зависит от педагога и степени долбанутости родителей

Выскажу альтернативную точку зрения

Как практический многодетный папа. Так вот, по моему мнению, все эти развивайки и интеллектуальные тренинги для дошкольников - бред сивой кобылы. Идеальный инструмент для выколачивания денег из родителей - все это подается под соусом "раннего развития" "воспитания талантов" и проч. "Ваши дети будут успешными..."
В советское время была образцовая советская семья, где дети учились говорить с рождения, читать с 2-х лет, высшую математику постигали к 3 классу. Речь идет о семье Никитиных, однако кроме раннего развития их дети не прославились ничем. Тем не менее, эту методику многие советские интеллигентские семьи практиковали. С теми же результатами, как и авторы.
А теперь позитив. Детей в дошкольном возрасте нужно развивать. Лично я предпочитаю пение и занятия музыкой, рисование и спорт. Все. Плюс разные семейные мероприятия типа совместных игрищ на свежем воздухе.
Важнее знаний для детей в этом возрасте эмоции, мелкая моторика (пение - рисование) развитие слуха и голоса, физическая форма. И это ОЧЕНЬ дорого. В прямом смысле слова.
И если ребенок к младшему школьному возрасту подойдет без знания 2 или 3 иностранного языка, но физически сильным, ловким, уверенным в себе (участие в публичных концертах дает прекрасную закалку) я полагаю, что все нехитрые премудрости, на выучивание которых уходят педагогические часы у дошколят, он усвоит на лету.
Напротив, умный, но неловкий, физически неразвитый и стеснительный ребенок с трудом сможет применить полученные знания себе на пользу.
Подводя итог скажу - физическая форма для детей важнее интеллекта.

Edited at 2014-09-15 02:27 pm (UTC)

Re: Выскажу альтернативную точку зрения

В принципе, заявленные развивашками ценности, совпадают с описанными вами. )

Re: Выскажу альтернативную точку зрения

Не знаю, не знаю.

Я всегда скептически относился к "заявленным ценностям". На самом деле, не будут же они заявлять, что их цель - заработать денег на ваших личных комплексах.

Другое дело, что то количество педагогических часов, которое для этого необходимо будет стоить как крыло от самолета. Вот у меня дети ходили на хор с 3,5 лет. Я не маньяк - так уж получилось, нам это доктор прописал. По 3 раза в неделю по 2 часа.
Так вот - дети научились петь примерно на четвертый год! На четвертый! Это примерно то время, которое требуется для того, чтобы научить ребенка справляться со своими голосовыми связками.
В теннис они до сих пор толком не играют. Хотя ходят уже 4 года. Понятно - теннис технически сложный вид спорта. Психологически очень нагружает психику. А уходит, между прочим, по 10 тысяч в месяц. Уже пятый год. и конца этому не видно.

А вы говорите, развивайки.

Re: Выскажу альтернативную точку зрения

Плюсую. Сам многодетный отец. По опыту старшего вижу все тоже самое

  • 1
?

Log in

No account? Create an account