?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Flag Next Entry
Казнить нельзя читать: 11 признаков бесполезной бизнес-книги
psilonsk


Я читаю немало деловой литературы, и у меня уже есть свой набор маркеров, по которым я с высокой достоверностью могу отличить хорошую книжку от бесполезной задолго до окончания чтения, а иногда и до начала.

Совершенно не собираюсь кого-то убеждать в своей правоте, так что если для вас нижеперечисленное - признаки отличной книжки, что ж, прекрасно, вам больше достанется. )

Итак, вот эти признаки бесполезности бизнес-книжки (чем больше их в книге, тем она хуже):

1. Воспоминания о Зиге Зигларе.
Зиг Зиглар (согласитесь, даже имя неприятное) - очень популярный в Америке «мотивационный спикер». Его выступления есть на ютюбе, послушайте на досуге. Учит он, преимущественно, позитивному взгляду на жизнь, способам достижения успеха, методам продаж и прочим подобным вещам. Это не плохо, просто совсем не соответствует моему взгляду на образовательные проекты. Соответственно, если в книге имя Зига Зиглара встречается больше одного раза, - в топку. Один раз простим, он многим западным авторам глубоко в душу запал. ))

2. Воспоминания о Йоги Берра.
Тоже то еще имечко. Если вы не фанат бейсбола, то, скорее всего, и не знаете, кто это. А он, между прочим, самый крутой бейсболист за всю историю этой коммерческой версии лапты. Я допускаю, что он велик, но встречать его цитаты и поучительные рассказы про его жизнь в каждой второй книжке немного надоело. Опять же, если его упомянули в книжке разок - простим, но не больше.

3. Постоянная проверка идей, изложенных в книжке, на соответствие демократическим ценностям.
Демократия - прекрасная штука, хотя и ошибочно почитаемая многими странами единственно верной формой общественно-политического устройства (на самом деле, это просто одна из возможных форм). Но когда автор на каждой странице книжки про менеджмент это повторяет, начинаешь сомневаться в его профпригодности. Кстати, не встречал ни одной западной компании, которая бы управлялась демократическими методами.

4. Бесконечные разговоры о видении и миссии компании.
Когда автору нечего писать, когда все его скудные идеи, которых хватило бы разве что на тетрадный лист, а растянул он их на триста страниц, закончились, самое время заполнить пробелы тягомотиной про миссию компании. Неважно, о чем книжка - для любой сойдет. Как и цель в единичном проекте, миссия всей компании очень важна, но не надо злоупотреблять этой темой. Миссию нельзя навязать, ее можно только вырастить, она должна прийти изнутри, а не извне. Особенно забавно, когда разные авторы высказывают о правилах выработки видения диаметрально противоположные суждения.

5. Цитаты на каждой странице.
Часто автору нечем подтвердить свою мысль, кроме цитаты из давно умершего грека, китайца или индуса. Учитывая разнообразие мнений и немалую численность людей на планете, можно подобрать подходящую цитату под любую идею. Цитата к месту - хорошо, но чаще они бывают не к месту.

6. Притча о строительстве храма.
Эту историю особенно любят молодые авторы, им кажется, что нет повести прекраснее на свете. История и правда хорошая, но, дорогие авторы, проявите фантазию, не надо выдавать несвежую осетрину за только что вами пойманную.

7. Схема "из грязи в князи".
Редкая книга не повествует нам о тяжелом прошлом автора, которое он волевым усилием победил, а теперь и нас научит. Понятно, что жизнь человека - это история про падения и попытки подняться. Но когда это вываливают нам за шиворот с первой страницы - уж извините. Особенно этим грешат книжки-мотиваторы, за что я их искренне не люблю.

8. Едкая критика компании Enron.
Да, Enron - самый популярный символ умышленного корпоративного мошенничества и коррупции. Да, крах этого гиганта превратил "большую пятерку" в "большую четверку". Но сколько можно? Ни одного из популярных бизнес-авторов и близко не подпустят к управленческим задачам такого масштаба, который был в Enron. Критиковать-то все умеют.

9. Постоянные ссылки на японские управленческие методы.
Во-первых, экономика Японии давно находится не в самом хорошем состоянии, было бы с кого пример брать. Во-вторых, мало кто реально работал в японских компаниях и знает, как там на самом деле все устроено. Зачем писать про то, чего сам не видел? В-третьих, большинство японских бизнес-терминов прекрасно переводится на другие языки, нет смысла лишние сущности плодить и устраивать терминологический Вавилон.

10. Поучительные истории про Apple, McDonald's, Kleenex и прочий Walmart.
Готов согласиться, что энтузиазм среднестатистического американца вспыхивает, когда он слышит про подвиги основателей всех этих знаменитых брендов. Подумаешь, всего-то полвека прошло. Готов также поверить, что все это можно посеять и в нашу каменистую почву. Но уж слишком это удобно и просто - кивнуть на гигантов за спиной. Обычно в текстах, где таких кивков много, одна пустота.

11. Не менее поучительные истории про 11 сентября.
Это, безусловно, ужасная трагедия. Но авторы бизнес-книг так полюбили о ней писать, так им комфортно дать читателю парочку примеров из истории про самолеты и башни, да еще и рассказать, как бы они ее не допустили, что становится противно. Задним умом-то все сильны. Книгам, где много говорят про 11 сентября, место в корзине.


Конечно, присутствие этих маркеров в книжке еще не приговор, но вот злоупотребление ими - гарантия бесполезности.

Казнить нельзя читать. Запятую сами поставьте.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

Вы просто ненавидите все американское!

Отнюдь! Очень люблю почти все американское. )

Хороший список.
Я бы еще добавил в топку, что если идеи книги подтверждаются не логическими выкладками, а набором примеров из жизни. Особенно заметно, когда идей в книге мало, а примеров притянуто много. Такие книжки либо получаются сборником банальностей, либо коллекцией спорных утверждений.

Еще бы такой же списочек для книг российских авторов.

Я не читаю книги российских авторов. Это бессмысленно изначально. )

(Deleted comment)
Да, иногда с первых страниц от автора разит феерическим идиотизмом.

Но такие книги тоже нужны. Начинающие найдут там для себя рациональные зёрна, а продолжающие будут различать добро и зло на фоне контраста.

А есть хорошие книжки про Японию? Чё-то любопытно стало.

(Deleted comment)
Нашла сейчас у коллеги книжку про технику холодных звонков, открыла, просмотрела первую страницу... бедный... как он читает этот ужас? Убогий язык, сплошной канцелярит. На первой странице пять раз повторено "обязательно дочитайте книгу до конца", я после этого решила, что, видимо, мало кто дочитывает. И начинается книга с истории про гольф! История написана как-то так, что если не играешь в гольф, в ней невозможно ничего разобрать: фразы типа "я набрал 150 очков на 9 лунках" мне мало что говорят.
Тяжело быть продажником.

А не помните, кто автор книжки?

Гольф - это еще не самое страшное. )) Самое страшное - бейсбол. ))

В топку - все, что не нравится автору

Зашибись, критерий. В целом, параметры более, чем полностью - субъективное восприятие автора, не более

Re: В топку - все, что не нравится автору

Странно зайти в чей-то блог и встретить не субъективное. )

Не те вы книги читаете...ох не те:)))

Откуда вы знаете, какие книги я читаю?

Казнить зануд

Зиг Зиглар? "Согласитесь, даже имя неприятное"? Как слово "ладан для черта"? Как имя "Пур Хисс" для советских читателей жеманной "Туманности Андромеды"? Или все-таки, как "Sieg heil!" для гиперчувствительных евр...(пардон, икнулось) европейцев?

Re: Казнить зануд

Ваш пассаж слишком сложен для меня, сорри. )

по пункту 10 - а ссылка на Эпл,Заппос или Амазон - это то же самое?

Эппл в пункте 10 указан в явном виде. )
Заппос и Амазон - тонкая материя. По крайней мере, они хоть не такие тиражированные.

Хорошо написал

если вам что-то надоело, это ещё не значит, что ОНО плохое

Так читайте - вам больше достанется. )

Я нечасто бываю в ЖЖ, но мне бы хотелось Вас как-то заякорить, чтобы не потерять, просто хочется полистать, почитать.
Ну, а якорь - только френд, поэтому бросила.


пиздец кто эту хуету вообще читает? кто покупает эту макулатуру уже ничего не поможет.

Какая отвратительная литература вам попадается )