psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

Казнить нельзя читать: 11 признаков бесполезной бизнес-книги



Я читаю немало деловой литературы, и у меня уже есть свой набор маркеров, по которым я с высокой достоверностью могу отличить хорошую книжку от бесполезной задолго до окончания чтения, а иногда и до начала.

Совершенно не собираюсь кого-то убеждать в своей правоте, так что если для вас нижеперечисленное - признаки отличной книжки, что ж, прекрасно, вам больше достанется. )

Итак, вот эти признаки бесполезности бизнес-книжки (чем больше их в книге, тем она хуже):

1. Воспоминания о Зиге Зигларе.
Зиг Зиглар (согласитесь, даже имя неприятное) - очень популярный в Америке «мотивационный спикер». Его выступления есть на ютюбе, послушайте на досуге. Учит он, преимущественно, позитивному взгляду на жизнь, способам достижения успеха, методам продаж и прочим подобным вещам. Это не плохо, просто совсем не соответствует моему взгляду на образовательные проекты. Соответственно, если в книге имя Зига Зиглара встречается больше одного раза, - в топку. Один раз простим, он многим западным авторам глубоко в душу запал. ))

2. Воспоминания о Йоги Берра.
Тоже то еще имечко. Если вы не фанат бейсбола, то, скорее всего, и не знаете, кто это. А он, между прочим, самый крутой бейсболист за всю историю этой коммерческой версии лапты. Я допускаю, что он велик, но встречать его цитаты и поучительные рассказы про его жизнь в каждой второй книжке немного надоело. Опять же, если его упомянули в книжке разок - простим, но не больше.

3. Постоянная проверка идей, изложенных в книжке, на соответствие демократическим ценностям.
Демократия - прекрасная штука, хотя и ошибочно почитаемая многими странами единственно верной формой общественно-политического устройства (на самом деле, это просто одна из возможных форм). Но когда автор на каждой странице книжки про менеджмент это повторяет, начинаешь сомневаться в его профпригодности. Кстати, не встречал ни одной западной компании, которая бы управлялась демократическими методами.

4. Бесконечные разговоры о видении и миссии компании.
Когда автору нечего писать, когда все его скудные идеи, которых хватило бы разве что на тетрадный лист, а растянул он их на триста страниц, закончились, самое время заполнить пробелы тягомотиной про миссию компании. Неважно, о чем книжка - для любой сойдет. Как и цель в единичном проекте, миссия всей компании очень важна, но не надо злоупотреблять этой темой. Миссию нельзя навязать, ее можно только вырастить, она должна прийти изнутри, а не извне. Особенно забавно, когда разные авторы высказывают о правилах выработки видения диаметрально противоположные суждения.

5. Цитаты на каждой странице.
Часто автору нечем подтвердить свою мысль, кроме цитаты из давно умершего грека, китайца или индуса. Учитывая разнообразие мнений и немалую численность людей на планете, можно подобрать подходящую цитату под любую идею. Цитата к месту - хорошо, но чаще они бывают не к месту.

6. Притча о строительстве храма.
Эту историю особенно любят молодые авторы, им кажется, что нет повести прекраснее на свете. История и правда хорошая, но, дорогие авторы, проявите фантазию, не надо выдавать несвежую осетрину за только что вами пойманную.

7. Схема "из грязи в князи".
Редкая книга не повествует нам о тяжелом прошлом автора, которое он волевым усилием победил, а теперь и нас научит. Понятно, что жизнь человека - это история про падения и попытки подняться. Но когда это вываливают нам за шиворот с первой страницы - уж извините. Особенно этим грешат книжки-мотиваторы, за что я их искренне не люблю.

8. Едкая критика компании Enron.
Да, Enron - самый популярный символ умышленного корпоративного мошенничества и коррупции. Да, крах этого гиганта превратил "большую пятерку" в "большую четверку". Но сколько можно? Ни одного из популярных бизнес-авторов и близко не подпустят к управленческим задачам такого масштаба, который был в Enron. Критиковать-то все умеют.

9. Постоянные ссылки на японские управленческие методы.
Во-первых, экономика Японии давно находится не в самом хорошем состоянии, было бы с кого пример брать. Во-вторых, мало кто реально работал в японских компаниях и знает, как там на самом деле все устроено. Зачем писать про то, чего сам не видел? В-третьих, большинство японских бизнес-терминов прекрасно переводится на другие языки, нет смысла лишние сущности плодить и устраивать терминологический Вавилон.

10. Поучительные истории про Apple, McDonald's, Kleenex и прочий Walmart.
Готов согласиться, что энтузиазм среднестатистического американца вспыхивает, когда он слышит про подвиги основателей всех этих знаменитых брендов. Подумаешь, всего-то полвека прошло. Готов также поверить, что все это можно посеять и в нашу каменистую почву. Но уж слишком это удобно и просто - кивнуть на гигантов за спиной. Обычно в текстах, где таких кивков много, одна пустота.

11. Не менее поучительные истории про 11 сентября.
Это, безусловно, ужасная трагедия. Но авторы бизнес-книг так полюбили о ней писать, так им комфортно дать читателю парочку примеров из истории про самолеты и башни, да еще и рассказать, как бы они ее не допустили, что становится противно. Задним умом-то все сильны. Книгам, где много говорят про 11 сентября, место в корзине.


Конечно, присутствие этих маркеров в книжке еще не приговор, но вот злоупотребление ими - гарантия бесполезности.

Казнить нельзя читать. Запятую сами поставьте.


Tags: качество, книги, книжная полка, критика, менеджмент, писательство, признаки бесполезности, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →