psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

Почему сотрудники не хотят сотрудничать



Часто бывает так: начинается проект с жесткими ресурсными ограничениями (а бывают ли иные условия?), менеджер старается донести цели проекта до людей, сплотить команду вокруг идеи достижения результата, а сотрудники в это время играют в ультимативные игры и решают дилемму заключенного. Сотрудничества, синергии, совместной работы не получается. И действительно, с какой стати должно появиться сотрудничество, особенно, если выгода от него не очевидна?

Во многих книжках по менеджменту авторы продвигают идею о том, что основа сотрудничества - доверие. Вспомните хотя бы обязательное упражнение "командообразующих тренингов" - падение человека с высоты спиной назад на руки коллег. Доверие в его первобытной форме.

На самом же деле, Роберт Аксельрод в своей книге "Эволюция сотрудничества" еще лет тридцать назад этот вопрос исследовал и пришел к выводу, что доверие вообще не при чем. Его вывод таков: стратегия сотрудничества основана не на доверии, а на длительных взаимоотношениях между людьми. Есть длительные взаимоотношения - есть сотрудничество, нет отношений - включается рациональная, но эгоистическая стратегия предательства.
И это проблема управления проектами, особенно проектами короткими - люди зачастую не успевают получить опыт таких взаимоотношений или не считают проектную среду достаточно основательной, стабильной, чтобы такие отношения появились. Ну а когда мы переносимся в нашу любимую матричную модель, где идет настоящая борьба за власть и влияние на уровне подразделений компании, то все это становится существенным фактором неуспеха проекта.

Если забыть про проекты и посмотреть на нашу жизнь вне работы, то и тут на каждом шагу подтверждение идеи Аксельрода. Человек отправляется путешествовать и останавливается поужинать в ресторане. Оставит ли он там чаевые, а если оставит, то больше или меньше эта сумма будет по сравнению с чаевыми в ресторане рядом с родным домом, где с официантом установлены дружеские отношения?
У чиновника заканчивается срок действия полномочий. Как вы думаете, примет ли он напоследок десяток непопулярных (пусть даже и законных) решений?
Ну а вы сами, получив предложение перейти на новую работу, сколько раз думали про старую "да пошло оно все в ... и на..."?

Но не все так грустно. Как оказалось, социализация и просвещение делают свое дело: люди видят смысл в сотрудничестве, оставляют хорошие чаевые даже в ресторанах, куда не планируют возвращаться, и стараются не гадить работодателю перед увольнением. Стратегия предательства эволюционирует в стратегию сотрудничества.

Как же, по мнению Аксельрода, выглядит хорошая стратегия кооперации? Очень просто - на первом шаге рекомендуется предлагать оппоненту сотрудничество, а каждый следующий шаг взаимоотношений должен повторять предыдущий шаг оппонента. Это позволит быть добрым, то есть не предавать, пока этого не сделает оппонент, и сразу же адекватно отвечать на предательство.
И вовсе не обязательно объявлять вековую вендетту, никто не мешает снова стать добрым и предложить сотрудничество. 


Tags: команда, кооперация, люди, менеджмент, начальство, отношения, психология, сотрудники, сотрудничество, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk февраль 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments