psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

Плач о Больших Буквах в Документах



Если ваш день начался с чашки вкусного латте в уютном кафе на залитой солнцем набережной, скажем, Шибеника, я вам завидую. Потому что мой день начался с чтения большой стопки документов по проекту, аудит которого я сейчас провожу.

Документы эти прекрасны, их можно цитировать с любой строки:

«… Решение о начале эксплуатации Функционала Системы во всех Подразделениях Банка принято Спонсором и Управляющим Комитетом данного Проекта (см. Протокол от 13.05.2011). Для сотрудников подготовлена Памятка, которая включает в себя описание всех Процессов, задействованных при работе с Функционалом Системы. Ввод в эксплуатацию Системы в Банке запланирован на … »

Обожаю такие тексты - они заставляют вспомнить о вечнозеленой классике, что-то гоголевское, чеховское: человек в футляре, ревизор и прочие мертвые души.
Почему-то авторы подобных документов забывают, что бюрократический, наукообразный стиль плохо воспринимается, смысл ускользает, время теряется впустую.
Фиг с ним, со стилем. В конце-концов, казенщина у нас внутри и снаружи, давно и навсегда. Включишь телевизор, а там очередной «как будто бы не человек, а дырокол». Но зачем, скажите, зачем писать все подряд с заглавных букв? Понятно, что это заимствовано из английского языка. Но также понятно, что те, кто злоупотребляют прописными буквами, по-английски могут только попросить счет в ресторане.
Я сомневаюсь, что люди, которые все это пишут, думают на канцелярите. Но когда они начинают работать над серьезным документом, то сам собой щелкает какой-то выключатель - и привет.



Иногда это объясняют так:

Пигмеи, встретив змею, прикладывают к голове какой-нибудь предмет вроде куска коры, чтобы казаться выше, — чтобы змея сочла их более серьезным противником. И начальникам кажется, что "Генеральный Директор" (с двумя кусками коры) — более важная должность, чем просто "генеральный директор".

Потому вот вам несколько «хорошо» и «плохо», знание которых помогут даже суровый официальный документ не превращать в нечитаемую бюрократическую бурду:

Плохо: «в данном Проекте». Хорошо: «в проекте».
Плохо: «реализовать Проект». Хорошо: «выполнить проект».
Плохо: «Спонсор Проекта». Хорошо: «спонсор проекта».
Плохо: «Функционал Системы». Хорошо: «функционал системы», а еще лучше обходиться без слова «функционал».
Плохо: «Протокол, Памятка, Процесс, Банк, Сотрудник, Пользователь, Компания». Хорошо: «протокол, памятка, процесс, банк, сотрудник, пользователь, компания».
Плохо: «Англичане, Русские, Китайцы, Евреи, Украинцы». Хорошо: «англичане, русские, китайцы, евреи, украинцы».

Отдельного упоминания заслуживает написанное с заглавной буквы слово "Клиент". Почему-то многие предприниматели считают, что так они показывают приверженность идее служения покупателям. Увы, это не так. Писать слово "клиенты" с большой буквы - идиотизм. Если вы так любите своих клиентов, это прекрасно, но демонстрируйте свою любовь безукоризненным сервисом и качественной продукцией. Если вы любите, скажем, пельмени, это же не делает их "Пельменями", правда?

То же про злоупотребление заглавной буквой в местоимении "вы" - оно всегда, - подчеркиваю, всегда! - пишется с маленькой.

"Совершенно невыносима рекламно-подобострастная манера писать "вы" с заглавной буквы. Вы — это множественное число, при обращении к одному человеку звучит уже достаточно почтительно (по сравнению с ты) и не требует дополнительных украшений.
В качестве особого исключения можно писать Вы при личном обращении к невероятно уважаемому человеку (у каждого таких адресатов в жизни наберется человека три).
В названии магазина «Все для Вас» и в рекламных словах «...потому что Вы можете себе это позволить» читается не уважение, а глупость. Не нужно бояться писать всегда и везде вы с маленькой буквы."
(А. Лебедев)


Плохо: «Дорогие Клиенты! Предлагаем Вам ...». Хорошо: «Дорогие клиенты! Предлагаем вам...».

Часто местоимение вообще лишнее. Плохо:  «На нашем сайте вы можете выиграть новую мясорубку...». Лучше: «Выиграйте новую мясорубку...» (как сделать еще лучше, сами придумайте).

Не пишите заглавных букв там, где они не нужны. Пожалуйста-пожалуйста, пожалуйста-пожалуйста!
И мир станет чуть-чуть лучше.


Tags: документы, канцелярит, качество, коммерческие предложения, коммуникации, люди-которым-все-равно, менеджмент, методология, начинающим, повторение, подходы, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments