?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Подумалось: секретные знания учителей
psilonsk


Огромное количество профессий, связанных с преподаванием, требуют специалистов с высшим педагогическим образованием. Или со средне-специальным.
Но почему? Чему такому учат в педагогических вузах, чего не знает мать двоих детей? Что мешает инженеру-пищевику учить детей? Почему металлург недостаточно квалифицирован, чтобы преподавать школьникам... да что угодно! Что это за секретные психологические приемы и навыки, которые выгодно отличают выпускника-педагога?

Никому в голову не приходит попросить свидетельство об окончании педвуза у преподавателя МВА, хотя он тоже людей учит.


promo psilonsk февраль 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Инженеру-пищевику ничто не мешает учить по своему профилю, если это дополнительное образование для школьников или профильное в вузе. А дальше работает система аттестации, общая для учебных заведений. Ну, на курсы пошлют.
У меня нет педобразования, по образованию я художник по керамике и стеклу, однако преподаю уже давно.

Что подтверждает, что детей спокойно можно учить и не проштудировав труды Выгодского. )

Школа - промышленное производство. Можно представить, что инженеру хлебозавода производительностью десять тысяч тонн хлеба в сутки нужны дополнительные знания по сравнению с домохозяйкой, которая печет в печи по две буханки за раз.

Как сказал один писатель-фантаст, "все аналогии лживы". )) В этой аналогии тоже есть к чему придраться: правильнее сравнивать домохозяйку не с инженером, а с обычным рабочим у печки, который печет за смену больше, чем она за всю жизнь, но труд его не сильно отличается от ее.

Я понятия не имею чему учат в педагогических вузах, но рискну предположить, что методике преподавания.

Очень многие люди, являясь крутыми специалистами в своей области и обладая большим объемом знаний, тем не менее, совершенно не в состоянии структурировать информацию и передать ее так, чтобы всем было понятно.

Поэтому металлург может знать свою предметную область превосходно, но это не гарантирует того, что он сможет доходчиво, структурно, и системно передать свои знания.

Вот-вот. Мне коллеги говорят: что проще самому два раза английский выучить, чем меня спросить.

здесь палка о двух концах

1) педагогика - это отдельная наука.
Для того чтобы преподавать что-то детям не надо быть серьезным специалистом в предмете.
Да-да.
Чтобы быть учителем математики саму математику следует знать в объеме и качестве чуть более уровня школьного отличника. Это первый курс естественнонаучного или технического вуза. То же с с другими предметами: биолога никогда не спросят о влиянии нейролептиков на центральную и периферическую нервные системы, географу не придется разъяснять ограничения на применение модели "геострофического ветра", историк за всю жизнь не коснется несогласия Готфрида Бульонского с Генрихом III по еврейскому вопросу и роли его в образовании Иерусалимского Королевства и в поражении германского императора в противостоянии со Святым Престолом.
А вот что знать учителю надо обязательно - это как подать материал, как сделать его запоминающимся и понимаемым, как "держать внимание аудитории" несовершеннолетних, как управлять мотивациями, и, наконец, как воспитывать. Потому, что преподавая предмет учитель преподает и науку преподавать, а выставляя оценки учит базовым понятиям о справедливости, вознаграждении, наказании и тд.
Плюс к тому педагог находится в постоянном искушении уверовать в то, что он самый умный (ведь в классе где он единственный взрослый так оно и есть), и удержаться от деформации личности стоит немалого труда и воли.
Поэтому педагог нуждается как в особом даровании в этом так и в особых знаниях.

2) что, как ни печально, не отменяет того, что требование педагогического образования у нас бессмысленно и бесполезно.
Потому что преподается это из рук вон плохо, а выучивается и того хуже.

**************

Однако ж я , кажется , понимаю к чему этот вопрос в блоге об управлении проектами.

Речь ведь о том, что менеджер проектов - тоже профессия, для которой мало быть инженером или "продажником" (а часто даже излишне), надо что-то совсем другое, требующее серьезной подготовки. Я угадал?

Edited at 2014-03-11 10:04 am (UTC)

Угадал. )) Но не все так прямолинейно, конечно... Очевидно, что менеджеру не нужно быть инженером или продажником, я это всю жизнь проповедую. Меня, скорее, интересует, почему единственное место, где хоть как-то учат преподаванию - педвуз.

Потому что преподавание состоит не только из непосредственного объяснения материала детям, а еще из кучи всяких сопутствующих дел (заполнения кучи бумаг). Да и универсальные методики преподавания, которым учат в педвузах, не стоит недооценивать.

"состоит не только из непосредственного <...>, а еще из кучи всяких сопутствующих дел (заполнения кучи бумаг). "
- универсально для любой профессии :)

Высшее пед. образование в основном требуют там, где учить надо детей. И оно заточено именно под это - уметь объяснить что-то ребёнку. Кроме самой специальности - физика, математика и т.д. - там учат методикам преподавания, психологии и многому ещё.

А в ВУЗах пед. образование не требуют. В аспирантуре проходят какой-то курс и всё. Считается, что любой, кто сам закончил ВУЗ по данной специальности, может учить других взрослых. А это далеко не всегда так. И потом получаются преподы, которые сами то свой предмет знают отлично, а студентам объяснить хорошо не могут.

Правда ли, что для отго, чтобы научиться что-то объяснять ребенку, надо так долго учиться? Какого качества эти знания? Применяют ли современные среднестатистические учителя их на практике? Вот что не дает покоя. )

(no subject) (Anonymous) Expand
У меня педагогический диплом.. Ну.... в целом могу сказать, что эта наука (+методика) была небесполезной, и ее стоит таки поучить людяМ, которые хотят связать свою жизнь с преподаванием. с другой стороны, само собой, что талант к прподаванию никак не связан с данной дисциплиной - у меня его как не было, так он и после экзаменов тоже не появился))

Вот это-то и странно - учат тому, чему сложно или невозможно научить...

Хороший вопрос :)
Бесспорно, диплом педвуза ничего не гарантирует. С другой стороны, где еще взять в готовом виде методики хотя бы для начала работы, чтобы на их основе уже нарабатывать свои? Бесспорно, многие вещи придут с опытом - от структуры занятия до подбора наиболее эффективных форм подачи в разных случаях. В идеальном варианте, это и дал бы профильный вуз.
з.ы. У меня совершенно не пед профессия и при этом несколько лет опыта преподавания: в младшей школе и на старших курсах вуза :) Недостаток знания теории напрягал, хотя не был фатален. Думаю, несколько толковых курсов здорово сэкономили бы мне силы и добавили качества.

  • 1