psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Мой первый бизнес-проект: как я охотился за детишками в песочнице
psilonsk
Я сижу у окна, вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.

Иосиф Александрович

В лихие девяностые люди чего только не придумывали. Например, группа педагогов-энтузиастов придумала организовать в нашем небольшом городе экономическую школу. Идея была такая: все равно у десятых-одиннадцатых классов один день приходится на посещение УПК. Почему бы не добавить к этому дню часок-другой и не организовать школу, где молодежь нового типа училась бы играть в жизнь нового типа? Сказано - сделано.

Я туда вообще случайно попал. Где-то услышал, что завтра проходят вступительные экзамены куда-то там, решил сходить. Быстро прошел тест Айзенка, а дальше надо было написать эссе на тему "Как я организую свой бизнес". Я не знал, как организовать свой бизнес. А люди вокруг так строчили в своих листочках, что было ясно: они знают. Подумав три минуты, я написал примерно следующее: "Я понятия не имею, как организовать свой бизнес. Но я точно не стану торговать водкой и сигаретами." Видимо, эта простая мысль была близка и организаторам школы, и после собеседования, на котором я заявил, что не знаю, зачем мне это нужно, но почему бы и не поучиться, я был принят. Удивительно, но туда был высокий конкурс, человек пять на место.

Обучение продолжалось два года, десятый и одиннадцатый класс, и оказалось чрезвычайно полезным. Например, мы поработали в городской администрации, где нам показали, как функционирует город, к нам приходили интересные люди, у нас были лекции по философии и экономике, которыми я пользовался даже на госах в вузе. Но самое интересное случилось летом после первого года обучения. Называлось это предпринимательской практикой.
Задача была элементарной: организовать свой собственный бизнес. Бизнес должен был быть на двоих с моим хорошим другом и, по совместительству, одноклассником.

Когда я сказал об этом дома, то родичи (я вырос, можно сказать, в академической среде) были в шоке и растерянности.
"Но ведь для этого, кажется, необходим... э... стартовый капитал?"
"Как вообще эти бизнесы организуют? Это кооперативщики-торгаши, что ли?"
"Детям давать такие задания?! Фарцовщиков воспитать хотят?! Что ж это со страной-то делается!"

"Ой, подумаешь", - сказала мама, - "вон, возьмите фотоаппараты и идите в детские сады, детишек поснимайте". Моя мама и сейчас относится к жизни как к игре, и так же играючи предлагает решения любых проблем, а в моем детстве это был просто ураган. Поскольку других идей не нашлось, за какие-то копейки в фотомагазине было куплено несколько рулончиков пленки, а фотоаппарат и реактивы были позаимствованы у моего дедушки, фотолюбителя с полувековым стажем. Мы с моим партнером прекрасно дополняли друг друга - он умел немножко проявлять и печатать, а я немножко снимать. У меня был Киев-4А, а у коллеги - Смена-8М. Кто знает, тот поймет.

Тогда мы не читали книжек, не ходили на тренинги и не слушали мотивационных подкастов. Шел 92-й год, нам только что исполнилось шестнадцать, у нас просто была задача, и мы ее просто решали как умели.

Первый же садик встретил нас стойким ароматом борща. Мы содрогнулись и прямиком пошли к заведующей. Заведующая в ужасе спросила, кто мы такие.
- Мы - ученики экономического лицея. У нас практика, мы организовали свой бизнес по фотографированию детей в детских садах. Хотим предложить вам свои услуги.
- Но нам это не нужно! У нас отличный фотограф, который в конце года перед летним отпуском всех снимает. С мягкими игрушками. Недавно как раз это и было...
- Но у нас совсем другое! Мы снимаем детей в естественной среде, на площадке, во время прогулки (ага, нам еще с искусственным освещением проблем не хватало) и никаких игрушек - это пошло и вообще прошлый век и совок (ага, откуда у нас игрушки?). ВЫ ЗНАЕТЕ КАК РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ ИЗ ДРУГИХ САДИКОВ ДОВОЛЬНЫ? Они просто счастливы! Так, как мы, вообще никто не делает!
- Ну... А как называется ваша... гм... фирма?
- "Радость", - сымпровизировал я.
- Ладно, попробуйте.

И понеслась! Схема была такая: приходим в группу, договариваемся с воспитателями, напирая на то, что "заведующая уже приняла решение, так что съемка состоится сегодня". Потом бегаем по участку, фоткаем детей в песочницах и на качелях. Не так-то это было просто, скажу я вам! Иногда за какой-нибудь Машенькой по всему участку носились, как Шарик с фоторужьем за зайцем.
Затем возвращаемся домой, проявляем и печатаем снимки, параллельно забавляя себя просмотром свежих фильмов на видаке: "Терминатора"и "Криминального чтива". На следующий день приходим вечером в садик и показываем родителям готовые фотки со словами: "Ваши дети не с дурацкой игрушкой, отглаженным бантиком и натянутой улыбкой на стуле сидят, а резвятся на воле. Неужто вам 50 копеек жалко за фотку? Больше такого шанса не будет!" (или 50 рублей? не помню, какие там деньги уже были). Возражения поступали, в основном, от пап:
- 50 копеек за фотку?! Да я сам таких тыщщу штук наделаю!
- Не наделаете! Детки ваши ходят днем гулять в садике, когда вы на работе. Спорим, что вы даже не видели никогда, как они в садике гуляют?
- Ладно, уломали, коммерсы юные, берите свои два рубля.

Так мы окучили с десяток садиков, наверное. В принципе, бизнес-практика уже была пройдена, пятерки получены, можно было фирму "Радость" закрывать. Идея наша оказалась самой оригинальной: другие соученики выбрали торговлю пирожками, купленными в кулинарии - разделились на несколько групп, открыли точки в разных районах города, а папа-омоновец одного из них обеспечил крышу. Мы были, как ни странно, единственными, кто вышел в прибыль, причем не такую уж и маленькую. Пора было сворачиваться, тем более, что детей из садов развезли на лето по окрестным деревням, к бабушкам-дедушкам. Но я уже не мог остановиться - душа требовала захвата новых рынков.

И мы решили отснять выпускной в нашей школе, там все было схвачено, все нас знали и любили. Снимали тоже не сам выпускной, а то, как нарядные и еще трезвые выпускники собирались перед школой. Нафотографировали так много, что пришлось подключать к печатанию дедушку, который ехидно поинтересовался, почему это он полночи просидел над ванночками с реактивами, а денег что-то не видать. На что бабушка ему строго сказала, что это первый бизнес внука, и нечего его разорять на старте. Интересно, что тут же мы столкнулись и с первыми случаями воровства - часть снимков выпускники у нас нагло стырили во время предпросмотра, что немедленно научило нас важному правилу: доверять никому нельзя, все надо контролировать, а с ушлыми клиентами надо быть особенно внимательным.))

На этом мы решили наш бизнес-проект завершить. Закончился июнь, остатки последних в жизни школьных каникул стремительно таяли. Неотвратимо надвигалась новая жизнь.

Заработанных денег хватило на нехитрые провинциальные радости до конца лета. К счастью, ни айфонов, ни айпадов тогда не было. Или мы о них просто не знали в своей глуши.)



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Здорово.
"Смена-8М" и мой первый фотоаппарат. Купил из принципа свой, хотя у отца был "Зоркий-6", кажется. Вычистил фото-принадлежности, много лет пылящиеся на балконе, прочел 2,5 книги по фотоделу и киноделу (основательно, как самоучился, с конспектами)... И снимал много лет (школа, вуз, семья, родственники, друзья - всем бесплатно и сотнями, сотнями, хотя и на 9х13 обычно :) ), а потом еще и кино-снимал на 16мм (с камерой!).
...Не то, что нынешние мыльницы и эффекты.
Хотя сейчас если нормально заниматься, тоже нужно обучаться по-новому технике. Но основы всё равно те же. И, конесчно, снимать "общепринятый ширпотреб" - самое тупое занятие, интересное именно как заработать деньги по-быстрому.

Повезло вам с бизнес-наукой и почином...

Edited at 2014-01-07 10:24 am (UTC)

Школа получилась действительно хорошая, это правда. )

отличная история, спасибо :)

какая прелесть! Кто-то очень молодец был, что так часы на УПК исполбзовал. А мы на последнем курсе института не слишком успешно требовали от деканата, чтобы нам по теме "экономика" не заводской расчет массы на одну серийную чашку давали, а способы написания договоров..

О, это были энтузиасты, да. Школа просуществовала лет восемь, потом новое время сменилось новейшим. )

Мне почему-то показалось очень похожим как Бренсон начинал.

Вашими бы устами... )))

Супер! Спасибо за интересный рассказ.

))
в школе (конец 80-х начало 90-х) мы организовали в частном своем доме тир ) нам платили по 5 копеек за скобку (стреляли из скобочников кто знает ) с расстояния 5 метров). завалил 5 мишеней (пупсики и игрушки для мишеней были отняты у младшей сестры за процент с выручки) - все 25 копеек возвращались клиенту :). За 3 дня мы втроем заработали 15 рублей. по тем временам были не миллионы, но вполне, так сказать, приличные деньги для школьников ) на 4-й день наш завистник (которого мы не взяли в партнеры) заложил нас своей маме, а та заложила нас нашим матерям и бизнес наш накрылся ) в итоге мы выплатили долю сестренке детскими радостями и натрескались пирожных мороженых и жвачек турбо )))

Очень круто!))
p.s. было бы неплохо, если бы кто-то нынче этот бизнес повторил: пленочкой да на воле, тут 50 рублей не жалко.

Спасибо. ) Вряд ли с пленочкой сейчас кто-то будет заморачиваться...

скорее всего просто невыгодно будет: нынче проявка и печать - удовольствие не из дешевых, а в среднестатистических заведениях подобного плана бой, обычно, ведется за каждую копейку.
ну а ваще сообщество снимающих на пленку очень широко. у меня цифра тока в ойфоне, например, и в принципе не вижу необходимости в чем-то ином - сфоткать утренник или ценник и такой машинки хва)

Не, на утренник уже что-то приличное нужно - свет плохой, все мельтешат...))

ну... ладно, допустим, что так. но все равно в жизни больше, чем камерофон, не требуется обычно. а с пленочной красотой никакая цифра не сравнится до сих пор))

Ох, не согласен совсем, но спорить не буду - скользкая тема. ))))))

правильно, правильно, нечего тут спорить)))

клево!!!
интересно что бы придумали нынешние детишечки в нынешнее время если бы школа просуществовала до сих пор??

Какую-нибудь хрень в соцсетях, я думаю. )

соцсети это для ленивых))
Реальные услуги или реальный продукт все равно больше ценен.

Отличная история! А был еще какой-нибудь выпускной проект? ;-)

Неа. Как-то все вылилось только в выпускные экзамены. Но были всякие интересные (для тех времен) организаторские задачки в процессе обучения. )

(Deleted comment)
Рад, что понравилось!
Вообще, пора новый клип снимать! ))

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account