?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Magister dixit: так сказал учитель
psilonsk


Не делай так, как делает учитель. Делай так, как он говорит.
Восточная мудрость

Если учитель не живет так как учит, брось его — это ложный учитель.
Еще одна восточная мудрость

Интересно, что требования к личности автора деловой литературы и его достижениям несоизмеримо выше, чем к личности автора литературы художественной. Особенно в России.

Откроем любую бизнес-книжку - как минимум страница занята оправдательным рассказом о профессиональном пути и регалиях автора. У него есть свой сайт, и не один. Мы можем легко проследить все его успехи и провалы за последние двадцать лет, и неудач не должно быть слишком много. Мы начинаем доверять такому автору, следуем его советам и рассказываем о них другим.
При этом, даже если бизнес-автор написал прекрасную, гениальную книгу, например, про технику переговоров, но про него стало известно, что он живет в драной хрущовке на окраине Череповца, - все, привет. "Чему может научить нас этот жалкий неудачник?", - презрительно думаем мы.

Зато если бизнес-автор успешен и заработал на красивую машину, то, очевидно, и советы его мудры и универсальны. Хотя даже построение одного успешного бизнеса еще не говорит о способности автора строить успешный бизнес много раз (и в этом смысле советы неудачников гораздо ценнее).

Ну, хорошо, бизнес-шмизнес. Это хотя бы относительно измеримая штука. Но ведь идея супертребовательности к авторам проецируется и на книги по тайм-менеджменту, саморазвитию, переговорам, консультированию и т.д.
"Как специалист по пикапу может быть толстым?"
"Как консультант по управлению временем может опоздать на поезд?"
"Как у великого консультанта-кулинара мясо пригореть может?"

Да легко: все люди, все ошибаются, все имеют право на ошибку.

А, на минуточку, вот так выглядят одни из лучших тренеров за всю историю хоккея:
tarasov
bowman

Не очень похожи на "правильных" хоккеистов, правда?

Но не будем отвлекаться. Если посмотреть на биографию любого автора художественной литературы, то волосы встанут дыбом. Этот пил всю жизнь и умер в нищете под кустом. Тот был наркоманом. Вон те шестеро покончили жизнь самоубийством разной степени изощренности.

Да что там далеко ходить. Достоевский был психически нездоров и проигрывал огромные деньги в казино, оставляя жену без средств к существованию (это не мешало ему постоянно требовать у нее денег), кредиторы его травили, как зайца. Пушкин никогда не был за границей, никогда не имел своей квартиры (так и жил все время на съемных, лузер), а о его несчастной личной жизни написаны диссертации.
Гоголь - просто ненормальный человек. Чехов вообще умер от туберкулеза, а еще врач (зачем на Сахалин ездил в мокрых валенках?). При этом он всю жизнь смеялся над обывателями и их мелкими страстями, а почитайте-ка "Жизнь Антона Чехова" Дональда Рейфилда. Ну и т.д.

И все эти люди в своих книгах учат наших детей, нас, наших родителей, родителей наших родителей и даже иногда их родителей. Именно эти люди в своих книгах затрагивают куда более важные вопросы, нежели какой-то там бизнес - вопросы жизни и смерти, добра и зла, любви и измены, патриотизма и предательства. То есть материи куда более высокие, чем ваш цех по производству изоленты и ваши планы по "оптимизации бизнес-процессов".
Именами этих авторов названы города, их стихи зубрят с детского сада, на каждом шагу спотыкаешься о бюсты и памятники в полный рост. И всем плевать на их личные успехи.

Даже если автор еще живой и не очень известный, и пишет он какую-нибудь космическую фантастику без выдумки и логики, то никому и в голову не придет интересоваться его жизнью перед тем, как купить книжку. Может, перекинетесь парой фраз с коллегой в лифте:
- Ну что, читал этого, как его, Печенкина, "Эльфы на Майдане"?
- Читал, ниче так. Необычненько.

Но стоит простому человеку подойти к прилавку с деловой (или хотя бы нехудожественной) литературой, сразу начинается:
"А вдруг мой конкретный случай - не такой, как описанный тут?"
"А могу ли я ему доверять?"
"В книге пятьсот страниц, не может внятно изложить свою мысль!"
"В книге сто страниц, у автора вообще идей нет, что ли?"
"А что интернет говорит на этот счет?"
"Да чему он меня вообще может научить, это же американец, а мы в России!"
"Автор ученый? Не, я читаю только книги практиков!"
"Автор практик? Никакой научной достоверности в его словах, одна пустая болтовня!"

Иные из нас выбирают бизнес-книги тщательнее, чем женщину, с которой собираются провести ночь. Нам ничего не стоит закинуть в свой бедный организм кусок колбасы из сои, опилок, пальмового масла и прочих Е-12345, но стоит предложить нам почитать бизнес-книжку или, страшно сказать, посоветовать хотя бы попробовать последовать приведенным там рекомендациям, мы встаем на дыбы, как ахалтекинский скакун.

И почему же так, а?




Крик души.
Какое-то событие послужило триггером или просто наболело?

Меня ужасно раздражало, что отечественный фантаст Юрий Никитин в книге "Как стать писателем" постоянно указывает, что он-де имеет очень высокие продажи, получил такие-то премии - да еще и не один раз ездит по мозгам с этими заявлениями. В общем, "оправдывался".
Но советы, зараза, полезные были. Про язык и про работу с текстом.

И души, и мозга! ) Просто давно собирался на эту тему высказаться, а тут и настроение соответствующее. )

Книжку обязательно прочту.

Так жрать и трахаться хочется постоянно, аж под ложечкой сосет. А при нужде саморазвития, видимо, нигде не сосет, можно и попривиредничать, чтоб если научили чему, так за один раз и навсегда :) Вообще, мне вот тоже не нравится, когда учитель/тренер - теоретик. Теорию я и сама могу почитать, а прикладные примеры из практики и собственного опыта, особенно если все пошло не как в книжке написано, они показательнее.

Ой, не скажите, у некоторых моих знакомых и по поводу саморазвития сосет. ))
Практиков, конечно, интереснее читать - им проще рассказывать истории...

Как я с вами согласна.. Просто вот очень, очень согласная, так что аж даже не буду дальше ничего писать.
Шутка)) Вы вот спорт затронули, что и правда же - ну ведь многие великие тренеры не особенно-то хороши на поле/лыжне. И таких примеров пруд пруди.. Если ты работаешь в прикладной сфере, но вот у тебя не очень хорошо получается на практике, но при этом у тебя нет написанной книги? Что делать? Не писать же в резюме "я очень крут, вы этой поймете как только наймете меня". Да никто даже внимания не обратит, если у тебя не будет вот тут же рядышком обширного портфолио.
Ответ прост: потребительство. Купил книжку автора с тремя виллами - значит можно просто положиться и довериться. Не надо особенно как-то интерпретировать, думать о том, что это может означать для тебя и как чужие слова можно обернуть себе на пользу, не надо брать ответственность на себя. Такие люди читают книги быстро обычно.

Очень согласен.

прям про меня!)))

У меня есть другой похожий вопрос, но относящийся не к массам, а лично ко мне или к конкретному читателю, например, вам.

Чтобы внедрить знания одной книги в жизнь может потребоваться до полугода (могу привести примеры). Каждую неделю можно читать одну такую книгу. Вопрос — как внедрить всё это в жизнь или хотя бы попробовать?

Сейчас я не начинаю читать книгу по теме, пока я не попробую вещи, которые захотел попробовать из уже прочитанной книги по теме. Подозреваю, что это не всегда правильный подход. А как вы поступаете?

Не надо бояться читать много и сразу.
Со временем вырабатывается вкус,
и начинаешь с первых страниц понимать,
годная книжка или говно.
Чем больше информации, тем быстрее
она самоорганизуется и тем проще
составить для себя непротиворечивую
картину мира. А по одной книжке
можно и до пенсии пробовать.
Самые лучшие книжки - описания
личного опыта. Форд, всяческие
мемуары, полководцы и т.п.
Смотреть отношение к ситуациям,
как решают проблемы и т.д.

Если продаёшь инструмент типа дрель, то ни кого не волнует, какой ты хороший человек. Нужно же показать, как им дырки делать. И если мне станет известно, что дрель мне парит человек, у которого жопоручесть видна невооружённым взглядом, я поищу кого-нибудь другого.
А если мне продают эмоции, ну типа картинку, историю, отдых, то мне пофиг чем закидывался продавец, что бы всё это сочинить.
С тренерами немножко иначе. Он уже измеряется победами тех, кого тренирует. Если нет ни кого, кому помогла та книжка, то зачем же её читать? Рекомендация , серии "Я прочёл, мну понравилась" -- офигенно, конечно. Но "Я прочёл, внедрил и оно реально работает", -- лучше, чем умозрительные заключения.

Так думаю.

Но ведь это не мешает внедрить и победить с тем, что не внедрил автор! Если автор сказал: приседай каждый день по сто раз, и будешь хорошим приседуном, а сам присесть не может, разве это повод ему не верить?

У Жванецкого миниатюра была: " Что сможет сказать хромой об искусстве Герберта фон Карояна, если ему сразу сказать, что он хромой?":)))
У меня в анамнезе - истфак (давно) и МБА финэка (недавно).
При этом, в качестве хобби:)) я занималась реализацией крупных творческих проектов как руководитель.
Все проекты реализованы в сроки, с отличным качеством и четкой организацией во всех деталях. Хотя, казалось бы - что может сказать археолог (это я после универа), об организации творческих проектов?
Российское ( советское) среднее образование, счастливым обладателем которого я являюсь, готовило многосторонних людей в высококонтекстной традиции.
Сейчас за основу образования в России берется западный низкоконтекстный шаблон. Поэтому некоторым уже трудно представить, как выпускники технических и авиационных вузов становились известными писателями, поэтами, бардами

А ведь, казалось бы, на западе и эссе пишут, и проекты с малолетства...

И, конечно, сложно уяснить, как чел, который плохо играет, может научить играть.
Кстати, у Бенджамина Спока не было детей, но он автор известнейших и очень эффективных книг об их воспитании.

Отличный пример, кстати (правда, Спока последнее время критикуют). )

Зато если бизнес-автор успешен и заработал на красивую машину, то, очевидно, и советы его мудры и универсальны. Хотя даже построение одного успешного бизнеса еще не говорит о способности автора строить успешный бизнес много раз (и в этом смысле советы неудачников гораздо ценнее).

С некоторых пор у меня фильтр настроен совсем наоборот
если бизнес-автор явно богат то я каждый раз задаюсь вопросом - вот то, что приносит ему , это то о чем он нам рассказывает или это мы сами?
То есть он так богат оттого что он успечный бизнесмен или оттого, что он удачно втюхиает никчемный товар, самому себе являясь рекламой? :)

" - Ты так хорошо выглядишь? - Это все Гербалайф? - Так ты его принимаешь? - Что я, совсем дура? Я его продаю!"

Да, у меня тоже есть такой критерий отсева. Но он тоже плохой - можно впасть в паранойю и пропустить хорошего автора.

Вот чо сразу эльфы на Майдане? Есть мы там, и это не фантастика!

Да я сначала написал "орки", но потом подумал: ладно, пусть уж эльфы лучше. )))))

А́ллен Карр, умер от рака легких.
Ну еще есть инструкция как выбирать авто
http://pikabu.ru/story/instruktsiyakak_vyibrat_avtomobil_mozhet_komu_to_pomozhet_880225

А так нигилизм есть у каждого из нас. Ну и в подкорке опыт прошлых поколений.

Почему так?
Ну, думается мне, что художественная литература - это продукт мозга, точнее - воображения и талант рассказчика. Этим и ценна.
А деловая литература по сути есть самоучитель, т.е. носит явно выраженный прикладной характер.
Вот поэтому мы не интересуемся художественными авторами, как интересуемся авторами литературы деловой...
Хотя исключения бывают )))) Мир не делится на черное и белое, он полон полутонов.

Огромное число художественных книг основано на реальных событиях в жизни автора. Солженицын, Довлатов, Бродский, Толстой, Ремарк... Да бесконечно можно перечислять. При этом есть бизнес-романы, являющиеся во многом фантазией авторов.

я вспомнил Пантагрюэля, который будучи членом гографического общества не был до путешествия "В поисках капитана Гранта" ни в одной стране, кроме Англии... но знал много... :))

я кстати не считаю, что тренер по хоккею должен хорошо играть, так же как и тренер по футболу... ну и так далее...

но если говорить о путешествиях, то реалии со времен Жюля Верна изменились и требования тоже...

К чему это я, не знаю, поговорить захотелось... :))

Хорошей пятницы!

богатый бизнес-автор, скорее всего книгу писал не сам...
хотя вот Ли Якокка вроде бы сам писал - но это исключение...

Якокка ж просто мемуары написал, в назидание молодежи, он не преследовал цель научить-продать.

Люблю эту историю из моей жизни :) Пошли с сыном к психологу перед школой социализацию подтянуть. Проходим тест: карточки нужно по группам разложить - предметы разные.
Я про этот тест слышала раньше от возмущенных мам: вот мой сын вместе положил чайник и танк, ЭТА говорит - не правильно, почему ты так положил? - ЖЕЛЕЗНЫЕ! А разве он не прав?! разве они не железные! Может вот мой ребенок гений и мыслит альтернативно!!!
Мой сын тоже один раз ошибся так же. Я психолога спрашиваю в чем смысл теста и в чем его ошибка, почему это важно?
Она мне на всю жизнь объяснила: умение отличить главное от второстепенного! танк и вилка - железные, но это ВТОРОСТЕПЕННЫЕ признаки. Если человек не умеет выделить главного, он сосредотачивает внимание и ресурсы на второстепенном и соответственно в пролете. :)
Уже 4 года после этого разговора я смотрю по сторонам и ВИЖУ этот БРЕД - когда выбирают даже не второстепенные признаки чего-то, а вообще не существенные.
Просто у людей мамы решили, что они альтернативно мыслящие гении ;)
А у меня Илька вообще умный ;) ))))


Edited at 2013-12-06 12:01 pm (UTC)

"главное" и "существенное" всегда привязано к человеку, что для одного главное, то для другого может быть второстепенным.. а с такими психологами не будет альтернативно мыслящих людей, одни клоны с навязанными ценностями:)