?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Дэн Кеннеди "Жесткий менеджмент"
psilonsk
Жесткий менеджмент

Как хорошо известно (и это не требует доказательств), люди – жадные, изворотливые, трижды ленивые, вороватые и четырежды лживые существа. Особенно в том, что касается их отношения к самому нелюбимому делу – работе. Люди не хотят трудиться, они хотят комфорта и чтобы их оставили в покое.

Кажется, что это написано про какой-то завод советского образца, где часто отлынивание от работы было нормой поведения. Но на самом деле это справедливо для любой современной компании – от той, где пекут пирожки или мешают цемент до той, где считают кредитный рейтинг европейских стран или разрабатывают очередную операционную систему. Не будем останавливаться на редких исключениях, люди иного склада хоть и встречаются, но их число исчезающе мало. Да и ничего обидного в этом нет – такова природа любого человека.

Вопрос только в том, в какой степени вышеупомянутые пороки присутствуют у человека – то ли ситуация уже совсем запущенная, то ли еще есть проблески совести и интереса к общему делу. Если проблески есть, то людей можно заставить трудиться, мотивировав сложной интересной задачей и хорошей плеткой. Если нет, то пора расставаться.

В проектах еще хорошо – редкий проект длится дольше полутора лет, гораздо чаще встречаются проекты длиной в полгода-год. Члены проектной команды просто не успевают искренне возненавидеть проект и друг друга. Хотя всякое бывает, конечно, да и в матричной структуре (особенно с однотипными проектами) ситуация гораздо хуже.
Если же работа ведется не в проекте – тогда вообще караул (см. первый абзац поста).

Тем приятнее было прочитать книжку, которая поддерживает эту точку зрения. Автор (Дэн Кеннеди) проповедует жесткий менеджмент, суть которого состоит в создании таких рабочих условий, которые бы максимально препятствовали человеку проявлять его наихудшие качества. Никаких личных дел в оплачиваемое рабочее время. Никаких личных телефонных звонков. Никаких ресурсов компании для личных нужд (кто хоть раз не ксерокопировал паспорт или не распечатывал интересную статью из интернета на принтере компании?). Никакого интернета за рамками служебной необходимости. Никаких перекуров. И т.д. "Создавайте хорошие рабочие места, чтобы больше требовать от работников (и быстрее их увольнять)", – говорит автор.

Книга должна лежать на столе у каждого предпринимателя (особенно в России, особенно начинающего), в бизнесе которого есть хотя бы один наемный сотрудник. По поводу наемных сотрудников, кстати, у автора тоже очень простая и ясная позиция. Наемные сотрудники – это способ решения задач и способ получения прибыли. Они вам не друзья. Они никогда не будут относиться к бизнесу так, как его владелец. Бессмысленно воспитывать у них «владельческий подход». Они должны квалифицированно делать то, что им скажут и что от них ждут. Это не значит, что они – тупые роботы без инициативы и фантазии, но и то, и другое должно быть ограничено и подчинено одной цели – получению прибыли для компании. Нужно достойно и вовремя платить им за работу, чтобы они боялись ее потерять. И безжалостно увольнять, чтобы другие понимали, что им есть чего бояться. «Нанимай медленно, увольняй быстро», – еще одна важная идея книги.

Наемным управленцам, (повторюсь и тут, особенно начинающим), книга поможет делать их основную работу – эффективно управлять людьми. В моей практике был случай, когда моя нерешительность и желание дать человеку второй, третий и т.д. шанс дорого обошлись в критический момент (даже не столько проекту, сколько мне самому).

Наемные сотрудники тоже должны прочесть эту книгу, чтобы четко понимать истинную природу отношений «работник-наниматель» и не питать на их счет странных иллюзий.

В общем, рекомендую. Книжка есть на английском и, что приятно, в неплохом переводе на русском.


promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
(Deleted comment)
Ну, там 5 минут нужно, чтобы вбросить идеи, а книжка их детализирует. Не такая уж она и толстая, кстати. ))

Знакомы ли вы с подходом товарища Пардуса (http://pardus.livejournal.com/289680.html, например)?
Одобряете? Или человек просто тратит свое время на ненужное совершенствование сотрудников?

Посмотрел, интересный блог, зафрендил, спасибо. Про подходы его пока сказать ничего не могу - не знаком, но, судя по приведенной вами ссылке, товарищ молодец. ))

Всегда пожалуйста. Товарищ более чем молодец. Если вдруг будете его почитывать - прокомментируйте потом.

Я работал в компании, которая на 100% соответсвовала (и соответсвует) описанным вами критериям. Да, в России, как оказалось, одна такая точно есть.
Нанимали в несколько туров, увольняли с потрясающей скоростью (в целом, по объективным причинам).
Но надо ли говорить, что никакой лояльности со стороны работников также не было? Как только подворачивалась приличная работа -- сотрудник спокойно увольнялся посреди проекта?

С лояльностью все просто. У каждого человека есть свой коэффициент лояльности. Для одних увеличение зарплаты на две копейки - уже повод сбежать. Для других нужны более веские причины, но в любом случае эта граница существует. Представьте, что сидит в офисе хороший менеджер и планирует потрясающе сложный и интересный проект, и тут в дверь стучится представитель конкурента и предлагает ему повышение зарплаты на 20%. "Да ну вас", - думает менеджер, "у вас там атмосфера нездоровая, да и командировок много, семью видеть не буду". А теперь представьте, что к окну подлетает Билл Гейтс на вертолете и предлагает возглавить швейцарское отделение его компании. И куда только лояльность делась? ))

И потом, работа же сама редко "подворачивается", ее обычно активно ищут. А если ищут, то никакой лояльности уже нет. А для компании только лучше, если такие люди уйдут, даже в середине проекта - лучше не иметь на участке работ никого и знать, что это офигенный риск, чем думать, что тылы прикрыты, а там разгильдяи.

Ну и, наконец, ТК не запрещает увольняться посреди проекта.) Менеджер должен этим ресурсным риском управлять в первую очередь.

Ну, если б я сам не работал там, и не видел не разговаривал с теми, кто оттуда ушел, то согласился бы с вами.
Но люди незадумываясь ухадили на туже зарплату. А в проектных которах работу часто и искать не надо -- заказчик тебе ее предложит сам.Многим не нравится, когда тебя используют как станок с программным управлением.
Я сторонник разумного копромисса: работодатель с пониманием относится к моим проблемам, а я с пониманиям -- к его.
Собственно, я не против описанного в посте подхода. Многим разжиревшим конторам с обленившимися сотрудниками он просто необходим (особенно тем, что ведут историю из СССР).
Но попытка провернуть такой трюк с небольшими проектными командами, творческим коллективам может обернуться катострофой.

UPD: Сами бы к своей команде рекомендации книги применили б?

Edited at 2012-09-27 12:31 pm (UTC)

Находясь в позиции собственника - да, не задумываясь. В позиции наемного менеджера (в одной лодке с наемными сотрудниками) - не все подряд. ))

Даже будучи хозяином проектной конторы? ;)

Будучи хозяином чего угодно.)) Все бизнесы с этой точки зрения одинаковы - от организации детских утренников до выкачивания нефти из родных недр. )

Помните, мы недавно обсуждали учёт рабочего времени в моей маленькой компании? После прочтения данного поста, у меня возникло ощущение, что владелец нашей компании прочёл только одну книгу.

Спасибо за наводку!

psilonsk, спасибо за рекомендацию этой книги -- прочел с огромным интересом.

На мой взгляд, эту книгу крайне полезно прочесть любому предпринимателю -- и гораздо эффективнее делать это до того, как перегоришь.

К слову сказать, это вторая книга, которую я прочел по вашей рекомендации -- и опять в яблочко. Из моего опыта, когда список прочитанных книг совпадает процентов на 80% -- такие попадания скорее закономерность.

Re: Спасибо за наводку!

Да, книга хорошая. И послевкусие от нее, что важно, тоже хорошее.

А скоро конец декабря - время публиковать список прочитанного. ))

Наемные сотрудники – это способ решения задач и способ получения прибыли. Они вам не друзья. Они никогда не будут относиться к бизнесу так, как его владелец. Бессмысленно воспитывать у них «владельческий подход». Они должны квалифицированно делать то, что им скажут и что от них ждут.

вот это я на своих бригадах остро чувствую))

Могу предположить, что со строительными бригадами это ощущается даже сильнее, чем с другими.

http://psilonsk.livejournal.com/12627.html

  • 1