psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

Почему ИТ-люди не должны решать проблемы бизнеса



Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.

И.Крылов

Возник тут недавно вопрос о том, как бизнесу правильно общаться с айтишниками и почему ИТ не выполняет задачи бизнеса. И вот что я думаю, друзья мои. Никак им общаться не надо. И задачи бизнеса выполнять не надо.

Тут в другом дело.

Если у вас стартап из пяти человек, то глупо заниматься лишней бюрократией – пусть все со всеми общаются напрямую, это все равно ненадолго. Если же вы работаете в крупной компании, то без определенной «бюрократии», точнее, разумного порядка, никак не обойтись.

Прослойка между ИТ и бизнесом столь же необходима крупной компании, как собственная бухгалтерия. Без нее все быстро скатится в анархию и наколеночные разработки.

Давайте представим себе организацию, в которой работает, скажем, пятьсот человек. В ней есть департамент ИТ, в котором, как минимум, человек сто, а то и двести. Хорошей моделью такой компании может быть банк – современный банк без ИТ работать не будет. Но это может быть и любая крупная организация.
Предположим, начальнику департамента по продажам пришла в голову идея: а давайте в наших банкоматах сделаем функцию погашения кредитов клиентами без использования пластиковых карт (не придирайтесь к примеру, это просто иллюстрация). Как ему нужно было бы действовать в простом и унылом мире? )) Пойти, или послать сотрудника, в ИТ-отдел, договориться о сроках выполнения задачи, а через какое-то время принять результат. Почему такая схема работы невозможна?

Как минимум потому, что время ИТ-сотрудников не принадлежит им, оно принадлежит банку, который его оплачивает. Айтишники не имеют права ни на выбор задач, которые им решать, ни на самостоятельное определение приоритета их выполнения внутри своего ИТ-мира.
Айтишник не может просто принять задачу от бизнеса – ведь нет гарантии, что это именно та задача, которую им надо решать с точки зрения полезности для общего дела. Прежде чем приступить к ее решению, надо посчитать, насколько она приоритетна и выгодна в денежном эквиваленте для банка и определить, надо ли ее вообще делать. А продажники еще должны доказать, что это именно то, что нужно – и тоже сделать это с цифрами в руках.
Кто определит важность задачи для банка? Специальное подразделение. Кто посчитает эффективность? Другое специальное подразделение. Кроме того, надо понять, как, с точки зрения деятельности банка, эта задача связана с другими задачами. Возможно, она уже в каком-то виде решалась. Или ее результаты могут быть интересны другим бизнес-направлениям. И для этого тоже должны использоваться специальные люди, не имеющие к ИТ никакого отношения.

Итак, задача признана нужной, утверждена на одном из комитетов, куда входят все заинтересованные топы. Причем, «заинтересованные» – ключевое слово, ведь в крупной компании руководители обязаны не только следить за правильной работой своих бизнес-направлений, но и отстаивать их интересы в конкуренции за ресурсы, в том числе, за ИТ-ресурсы, с другими подразделениями.

Что происходит с задачей дальше? На нее выделяется бюджет, открывается проект, назначается команда и менеджер, и пошло-поехало. Собственно, вся проектная деятельность в таких компаниях и держится на координации действий различных подразделений и на согласовании задач с заинтересованными бизнес-направлениями. Очень важный момент: задачу айтишникам ставят специально обученные аналитики, делая это по всем правилам аналитического искусства – четко и формально. И эти аналитики тоже не принадлежат ни к числу айтишников, ни, тем более, к числу заказчиков. Но именно они и объясняют ИТ-спецам, что от тех требуется, согласовав эту постановку и с маркетологами, и с дизайнерами, и с теми, кто обслуживает банкоматы, и с внешними поставщиками, и... в общем, вы поняли. )) Четко и формально.
И вот только тогда наступает звездный час айтишников, которые хорошо знают свое дело и умеют решать задачи, которые перед ними поставлены.

При этом, разумеется, ИТ-люди должны поддерживать системы в рабочем состоянии, для чего вправе требовать каких угодно ресурсов от высокого начальства. Также ИТ должно поддерживать актуальной информацию о своей загрузке и громко кричать, если объем задач превышает объем ресурсов (аудит загрузки айтишников – нормальная и распространенная практика).
Но вся внутренняя кухня айтишников никого не волнует, равно как и внутренняя кухня кого угодно. Даны задачи, определены приоритеты, все согласовано со всеми, а как кто эти задачи выполнит – дело его.

Как легко видеть, при таком подходе айтишник может встретить заказчика только в момент перерезания красной ленточки перед банкоматом. Ну, ладно, пусть повидаются на управляющем комитете по проекту. )

Почему нельзя такую систему организовать в самом ИТ-подразделении? Потому что тогда теряется функция контроля качества выполнения задач - получается, что айтишники сами себе задачу ставят, сами выполняют, а в конце года выписывают друг другу премию.
Когда разделение обязанностей нарушается, мы получаем то страх, то ужас.

Пафос же работы айтишника - четкое и творческое выполнение своих обязанностей в ИТ-сфере, а не общение с конечными пользователями. ИТ - это просто один из инструментов, не более того.

А чтобы пользоваться инструментом, мозгу нужна рука.


Tags: ИТ, иерархия, менеджер в матрице, менеджмент, повод задуматься, проектное мышление, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments