?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Заметки на бегу: о пользе искусства писать от руки
psilonsk


Хорошо известно: когда мы записываем что-либо от руки, мы лучше запоминаем эту информацию. Именно поэтому писать от руки полезнее, чем печатать - записывая, мы формируем своего рода дополнительный канал, способ последующего извлечения этой информации в дополнение к зрительному.

На этот счет существует немало интересных исследований, например, работы норвежки Анне Манген.

И это одна (правда, только одна) из причин, по которым на мои тренинги запрещен вход с планшетами и ноутбуками. )) Поскольку я занимаюсь только корпоративными тренингами по управлению проектами, а не открытыми, мне даже не приходится говорить что-то вроде "не нравится - уходите, вот ваши деньги" тем, кто с этим правилом не согласен.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
угу, в универе я делала шпоры сугубо ради структурирования и запоминания информации. удивительным было то, что со всего потока никто мои пристрастия не разделял, и использовал шпоры чисто утилитарно - взять с собой на экзамен. причем часто передавали от одного к другому. я не понимаю смысл этого до сих пор.

Edited at 2013-09-29 06:12 pm (UTC)

только так и запоминалось))

Я тоже, конечно, шпоры писал, но нам можно было почти на всех экзаменах пользоваться любыми источниками, так что я на экзамены ходил с тетрадкой. ))

Да, по чужой шпоре нереально :)
Тоже писал, но почти никогда не использовал... Да и писал тезисы, не выучив тему использовать было малореально ;)

ну да, но вот мои однокурсники умудрялись че-то там высматривать. я думаю, о понимании уже речь не ведется))
но, к слову, они получали пятерки, а я порой и трояк))

Интересно было бы проверить, как помогли людям их пятерки в жизни. ) Даже не про ваших одногруппников речь, а в целом.

не могу вспомнить когда что-то записывал от руки.
ну , конечно, расписываюсь на квитанциях, заполняю анкеты и т.п.
но, вот, чтобы взять и записать что-нибудь...
пытаюсь вспомнить как покупал ручку или карандаш.
не могу вспомнить.

Киборг-убийца? )))))

Когда учусь на курсере, пишу подробный конспект. Ручкой, точнее даже цветными ручками в тетрадке, иначе вообще ничего не запоминается)))

А вот я не люблю цветные ручки - моя память устроена так, что пестрые блоки информации плохо воспринимаются. )

С некоторых пор тоже пишу все одноцветно, красной ручкой ))

Ну так это же так по-девчачьи: цветными ручками накалякать, линеечкой отчеркнуть, наклеечку прилепить... Детство вспомнилось)))

У меня все лекции в ВУЗе представляли собой надиктовку конспекта. Выходя из аудитории я уже практически не помнил, что писал. У 90% моих однокурсников было также. Так что я бы не очень рассчитывал на "механическую память"
Но идея не пускать с планшетами -- верная. Ибо человек начинает почту смотреть, в инете лазить, на скайп отвечать, а то и вовсе в игры играть. И это очень расхолаживает аудиторию

Edited at 2013-09-30 04:38 am (UTC)

Жуть. Мне повезло с образованием - никаких диктовок, за редким исключением (и то они не имели отношения к специальности), только решение задач и доказательства теорем. )
Планшеты вообще зло. После ноутов это почти шаг назад в смысле пользы для человека.

96-2000-е года. Современных учебников по экономике, налогам, бухучету нет. А те что есть -- устаревают со страшной скоростью.
Помню, препод по ревизии и аудиту пыталась таки загнать нас в библиотеку, давая ссылки на нормативные акты. Но интернет тогда был крайне скуп на нормативку, тем паче ведомственную. UPD.: А пытаться выкалупать это в библиотеке было сущей пыткой
За все время не более десятка предметов покрывались учебниками.

Edited at 2013-09-30 11:54 am (UTC)

Служил я в одной большой-пребольшой компании, где использование планшетов на совещаниях было запрещено приказом ген. дира (!!!) . Компания сия отличалась безумно нудными совещаниями, посему данное правило нарушали кто как только мог.
Показательно, что в компании где я работаю сейчас, подобного запрета нет, но ни у кого просто не возникает желания серфить в планшете во время совещаний, потому что проходят они быстро и по-делу.
Резюме: планшет есть индикатор организованности процессов, т.е. вещь полезная )))

Мой опыт говорит другое. Прямой зависимости запоминания от записи нет. Предположу, что важны образы, но не важно, где они возникают в голове или на бумаге. Если на бумаге неправильные образы или просто запись это не поможет.

Я одинаково хорошо забываю то, что записываю на листке и на компьютере. Я записываю, чтобы вынуть вещи из головы и на время забыть их.

Уверен, что тот, кто целенаправленно будет запоминать, после семинара будет помнить материал лучше, чем тот, кто будет записывать.

Но на семинарах девайсы мешают конечно, это правильно.

Я однажды осознал, что на мои каракули мне самому реально противно смотреть. И стал работать над свои почерком- концентрировать внимание на том, что моя рука выводит на бумаге. Стал заставлять себя писать аккуратнее. Неожиданно для себя самого мне удалось значительно повысить качество письма- хотя бы стал сам разбирать чего написал, а это для меня уже было достижением.
Так вот, эта концентрация внимания на моторике пишущей руки мне дала совершенно неожиданные дивиденды. Улучшение память, качества мышления и т.п. Конечно каких-то измеримых критериев у меня не было- все на субъективны ощущениях, но и этого было немало. Мне мои изменения понравились.

В одной из работ вышеупомянутой Анне Манген эта тема затрагивается и делается вывод, что красивый рукописный текст - это не просто красиво, но и полезно. Все как вы описали.

Я очень люблю писать от руки, и чтоб тетрадка такая на спиральке, и ручка тонко писала, или карандаш хорошо заточенный.
И рисовать люблю все на доске, особенно если воркшоп, то заранее не готовлю слайды для обсуждения, а вместе рисуем шаг за шагом. Так, мне кажется, концентрация внимания публики увеличивается и детали не потеряются в тексте слайдов.

У меня примерно такие же предпочтения, особенно про тонкопишущую ручку и пружинку в тетрадке. )
И доску люблю. Да и не просто так ведь все тренеры перед флипчартом пляшут. )

+1! Особенно если это Oxford в клетку )

И я бы предпочел whiteboard )

P.S. На встречах в формате "за столом" у нас сформировалась интересная альтернатива флипчарту -- бумага А3, очень удобно рисовать схемы.

Стандартный НЛП-шный прием по проведению занятия: сказал -- запиши на доске. Хорошо работает, кстати.

трудно спорить с этим - так и есть!

Откопала этот пост, чтобы оставить ссылку на такую книжку http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/mif/accidental_genius/ она как раз про то, как письмо (акт писательства как таковой) стимулирует мозг генерить. Это совершенно практическое руководство к тому, как нужно думать и искать выход из сложных ситуаций, к конвергентному и дивергентному мышлению. Это когда тебе говорят "ну придумай что-нибудь", а ты не умеешь. Очень крутая и простая книжка. Письмо рулит))

Ох, спасибо! Будем почитать, однозначно!

  • 1