?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Схема подготовки менеджера проектов
psilonsk


А давайте с пользой пофантазируем.

Представьте, что нам надо составить программу подготовки менеджеров проектов. То ли мы открываем частный и дорогой университет, то ли выполняем поручение руководства страны о подготовке инновационных нанокадров, то ли... сами придумайте.))

В качестве ограничения будем считать, что на подготовку менеджера нужен год интенсивной учебы по 20 ч в неделю. Мы фантазеры, а не дураки, поэтому сразу отказываемся от мысли учить сегодняшних (или даже вчерашних) студентов. Наш будущий менеджер еще где-то параллельно работает на благо семьи и родины, поэтому больше 20 ч в неделю тратить на учебу не может.
Оставим также за скобками то, как именно будет вестись преподавание. Может, это будут интесивные сессии раз в месяц, может, ежедневная учеба по 4 ч в будни (или больше, но в выходные). Может, по скайпу, может, лично.

Вопрос: какие предметы мы будем преподавать и в каких дозах?


Я предлагаю такой вариант (указано количество часов в неделю на теорию и практику и общее количество часов на предмет в год):

1. Проект изнутри и снаружи: теория – 0.5 ч, практика – 0.5 ч (изучаем, как устроен проект и его окружение, его жизненный цикл, какие бывают проектные среды и т.д.) - 36 ч в год
2. Постановка целей, мониторинг прогресса проекта: теория – 0.5 ч, практика – 1 ч (учимся задавать цели и контролировать ход проекта) - 54 ч в год
3. Планирование и оценивание: теория – 1 ч, практика – 1 ч (учимся планировать работу команды) - 72 ч в год
4. Управление рисками в проекте: теория – 1 ч, практика – 1 ч (учимся управлять рисками) - 72 ч в год
5. Управление составом задач проекта, управление изменениями: теория – 0.5 ч, практика – 1 ч (учимся правильно реагировать на изменения состава задач) - 54 ч в год
6. Проведение интервью: теория – 0.5 ч, практика – 1 ч (учимся нанимать правильных людей) - 54 ч в год
7. Работа с командой и разрешение конфликтов: теория – 0.5 ч, практика – 1.5 ч (учимся правильно назначать людей на задачи, взаимодействовать с командой и поддерживать в ней рабочую атмосферу) - 72 ч в год
8. Переговоры: теория – 1 ч, практика – 1 ч (учимся договариваться со стейкхолдерами и отстаивать интересы проекта) - 72 ч в год
9. Принятие решений: теория – 0.5 ч, практика – 0.5 ч (учимся принимать управленческие решения) - 36 ч в год
10. Документооборот в проекте: теория – 0.5 ч, практика – 0.5 ч (учимся писать важные документы – от устава до разных отчетов и протоколов встреч и писем) - 36 ч в год
11. Проведение совещаний: теория – 0.5 ч, практика – 1 ч (учимся проводить короткие эффективные совещания) - 54 ч в год
12. Презентационные и ораторские навыки: теория – 1 ч, практика – 1 ч (учимся выступать перед публикой и правильно представлять результаты работы команды) - 72 ч в год
13. Программные инструменты менеджера проектов: теория – 0 ч, практика – 0.25 ч (узнаем о том, как работать с некоторыми распространенными инструментами, например, MS Project) - 9 ч в год
14. Управление бюджетом: теория – 0.25 ч, практика – 0.25 ч (узнаем о том, как оценить бюджет и постараться не выйти за его рамки) - 18 ч в год


При этом, разумеется, это среднее количество часов, которое мы вольны "размазывать" по учебному году (36 недель, около 9 месяцев) как угодно. Например, теоретическая часть курса по управлению рисками может занять одну неделю целиком, а практику распределим по часу в неделю на весь год (или как-то иначе, неважно).

Что бы вы добавили к перечисленным предметам? Что, на ваш взгляд, лишнее?
На что нужно выделить больше (или меньше) времени?




promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Я бы добавил ещё спец. курсы по напралениям: ит, стройка, нефть-газ, инновационные проекты и т.д.
а так вроде бы всё по делу.

Идея правильная, но всего не охватишь. Т.е. это должен быть какой-то дополнительный, скажем, месяц и курс по выбору (или куда назначит партия).

Как ни странно, но повторение математики: проценты, проценты от процентов, базовые функции и уравнения, а то так смешно порой бывает. :)

Это мы оставим учащимся в качестве домашнего задания. ))

Финансового блока, ИМХО, не хватает... Хотя бы в усеченном виде - "Бюджет проекта"

Поддерживаю, что-то вроде "Бюджет проекта, как его контролировать и не выйти за его рамки".

Вот тут можете посмотреть программу магистратуры для менеджера проектов (скоро скоро испытаю на себе :)) http://www.wirtschaft.fh-dortmund.de/eurompm/Webportal_EuroMPM-Dateien/Webportal-Dateien/EuroMPM_ZentraldokumentVol1.pdf
И в Казани скоро будет эта программа вроде как

Весьма похоже, что совсем не удивительно. ) Правда, там не год. )

уменьшил 13 (софт), увеличил бы 7 (команда).
отдельно вынес бы что-то вроде "отношения МП - заказчик".

Да, я хотел вообще софт не включать сначала. Но какое-то общее знакомство не повредит.
А "МП-заказчик" у меня в "переговорах". Это такой очень практический курс. )

Слегка не по заданию комментарий

Думаю, что обучение лучше строить по модульной системе, а еще лучше, часть предметов разделить на модули, а часть оставить на весь период обучения.
Потому что есть базовые знания и навыки, на которых строится управление проектом и без них он никак не пойдет, есть "мясо" - то есть более практические вещи, изучать которые до понимания всей картины не слишком эффективно.
Курсы по ораторскому мастерству, работе с командой и разрешению конфликтов, переговорам можно проводить весь год.

Re: Слегка не по заданию комментарий

Да, все так. Но мы на это вообще пока не обращаем внимания.

Как правильно бухать и при этом не нажираться вговно.

Ага. И разные подходы - бухать с командой, бухать с клиентом, бухать с начальством... )

Я бы предложил:
1. Вынести в отдельный кусок управление конфигурацией проекта (наверное, предполагалось надкусить это в управлении изменениями?).
2. На финансы, на мой взгляд, отведено маловато времени (если сравнивать с другими темами).
3. Задуматься о включении раздела Управление требованиями. Для софта это must, но и в широком смысле здесь есть что прокачивать, на мой взгляд.

Плюс, я хотел бы развить прозвучавший комментарий про математику. Пересказывать матан, условно говоря, вряд ли стоит -- но я бы ввел минимальный практический объем по анализу данных. Впрочем, это можно считать pre-requisites.

Не, математику еще там преподавать не годится. В конце концов, среди ПМов не только технари и математики, полно и приличных людей. )))))

Кстати, как с планами на эту-следующую неделю? Я вернулся, разгреб дела и готов реанимировать августовскую идею. )

Очень противоречивый пост.
Вроде всё гладко, программа полезная и интересная.
Но.
Я бы такие вещи начинала с определения цели: кто нам нужен. Кто должен получиться на выходе. И вот тут противоречия. "частный и дорогой университет, то ли выполняем поручение руководства страны о подготовке инновационных нанокадров" - и то, и другое - отмыв денег в разной форме. Допустим. Менеджер с непонятными функциями должен учиться год (!!!) по 20 часов в неделю. Причём не вчерашний студент. Это, кстати, вообще непонятно: то ли он должен быть платёжеспособным (возвращаемся к баблозаколачиванию), то ли он тупой (учился давно - всё забыл).
Теперь по времени. На мой взгляд ооочень много времени отводится на изучение. Как будто для даунов, неспособных пользоваться интернетом. Хотя, из-за неясности целей этого обучения, может, так и надо.
Ну правда: проведение интервью - 54 часа, проведение совещаний - 54 часа (!!!) - да почти все цифры шокируют. Супер-пупер тренинги по этим темам, с практикой и инд. работой обычно 6-18 часов. С гарантированным результатом обучения! А тут...
Тот же проджект: взяла проектор, собрала сотрудников, объяснила всё за 15 минут. На следующий день получила 12 готовых файлов по объектам. Да, они не овладели в совершенстве, но они сразу работают. Всё. Надо будет - посмотрят в книжку или я опять расскажу что-нибудь уровнем выше.
Если честно, то непонятно всё это. Учиться ради учёбы? Потому что, если допустить, что это кому-то надо ради знаний, то год на это тратить... я бы не смогла. ))) Можно недели за три всё изучить. Без практики всё равно бесполезно...
Делала бы иначе: цель, минимум теории - и вперёд - на практике осваивать. Освоил - тогда ещё кусочек теории. А спектр предметов не так важен. Это всё хорошие предметы, часа по два для общего развития можно и послушать. А потом... творить и действовать!
А пост красивый. :)

Мы с вами немного под разными углами смотрим на проблему.
Вы говорите: у меня есть потребность в ПМ, я хочу поставить цель, определить требования к нему и быстренько получить результат. Такой кастомизированный ПМ под ваши нужды.

Я говорю о другом - есть неглупые люди с улицы, которые хотят (и могут) получить новую профессию. Я не согласен, что их функции непонятны - очень даже понятны, а задача прподавателей их еще 100 раз объяснить.
В предложенную программу заложена практика, причем ее немало. Но она бессмысленна без теории, хотя бы минимальной.

Замечу, что никто не отменяет ни чтения книжек, ни самообразования.

Ну и про 20 ч в неделю я в посте написал - это среднее количество часов в неделю. Оно может быть скомпоновано как угодно.

Кстати, на проведение интервью я бы еще больше выделил. И на совещания - тоже.

И если так просто обучить ПМ-а, как вы говорите, то почему нормального менеджера днем с огнем не найдешь? Я сейчас собеседую для одной компании ПМов. Все кандидаты имеют от 6 лет опыта работы (в разных компаниях, от маленьких до НР). И это не Россия, и не СНГ. Так вот, из 8 уже прошедших интервью, я допустил на следующий этап одного. Остальные не понимают вообще ничего из базовых вещей... Такие стихийные "менеджеры на все руки".

Я скорее поверю в такой способ обучения http://do.gendocs.ru/docs/index-5689.html?page=10.
А то, что предлагается здесь -- очередные курсы повышения квалификации для профсоюзных работников. Звучит все интригующе,но по факту -- это очередной MBA. Переговоры, конфликты, совещания... пока новичка к этому подпустят он уже 100 шишек набьет. Чтобы переговорщика подготовить нужно несколько тренингов с моделированием ситуация, со сценариями выхода прогнать. А от накачки теорией польза будет такая же как от лекции по физкультуре. С конфликтами и совещаниями та же петрушка...

Вы могли бы пояснить свою позицию?

Насколько я понял, уважаемый psilonsk заложил очень много практики в часы. А вы, вроде бы, критикуете излишний уклон в теорию?

> Чтобы переговорщика подготовить нужно несколько тренингов с моделированием ситуация, со сценариями выхода прогнать

В смысле, вы считаете, что теория лишняя, или что достаточно пары практических тренингов, условно говоря?

Я солидарен с предыдущем комментатором, учить менеджменту по 20 часов в неделю - формат неэффективный. Для практика это слишком много, а зачем учить теоретика практическому курсу я не понимаю.

Я бы предложил построить обучение таким образом: должен быть полный набор курсов, штук 30-40, разделенных по уровням "basic-intermediate-advanced", должны быть консультанты, которые могут пообщаться с человеком и выяснить, с чем конкретно у него проблемы прямо сейчас. Каждый курс - семестр, в один семестр можно взять, скажем, 2 - это нагрузка порядка 4-6 лекционных часов в неделю, плюс домашка. Так люди смогут построить систему обучения "под себя", в соответствии со своими нуждами - и это будет обучение без отрыва от производства, полученные знания можно применять на практике.

А вот какие предметы преподавать - это нужно подольше подумать, я как подумаю - тоже пост напишу.

Мне кажется, что предложенный вами вариант скорее похож на создание среды для эффективного развития. В то время как psilonsk, как я понял, ориентируется на массовый выпуск квалифицированных PM.

Предложил бы метафору:
-- вы рассказываете о том, как организовать спортивные секции с индивидуальными тренерами и программами
-- а psilonsk размышляет, как строить армию ))

Управление сроками и качеством в какой раздел вошли?

1. - только разборы реальных проектов
2-5 - все эти пункты дать после курса ТАУ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E0%E2%F2%EE%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E3%EE_%F3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%FF
6. - предложу не учиться интервьюировать и нанимать правильных, а учиться правильно оценивать людей, подходящих для техпроцессов проекта. наверное, тут для начала основа - научиться правильно составлять инструкции для различных схем взаимодействия, и из них вытягивать категории оценок кандидатов
7. - утончить на "разрешение конфликтов в себе" - учиться как правильно самому реагировать на ситуацию в команде
8, 9, 12 - несбыточно, можно удалить безболезненно
14 - тут нужна более тонкая настройка - влияние различных затрат на общую картину, иногда бывает нужно выйти за рамки, только надо планировать различные результаты таких выходов

1 - все равно какой-то бэкграунд нужен. Хотя бы объяснить самые основы. А так - да, я только за реальные кейсы.
2-5 - ТАУ не годится для гуманитариев. В то же время, я знаю несколько отличных ПМов, которые совсем не технари и не математики. Да и не нужно это ПМу, будем честны. )
6 - нет, так не пойдет. Очень механистично.
7 - не, не согласен. ) Т.е. да, как реагировать и разруливать. Но, во-первых, не только в команде. Во-вторых, не только в менеджере же дело. )
8,9,12 - почему несбыточно? Вы не верите, что можно научиться делать грамотные презентации? )) Или договариваться с людьми? ))
14 - ну, потому и выделено на это немного. В принципе, достаточно пары часов, чтобы узнать основы, а потом все зависит от того, в какой среде идет проект.

(Deleted comment)
Хм, вроде, тех, кого отдали Кхалисси, отдали вполне так мужиками. ) Так что тут явно лишнее действие. ))

вот хороший курс (по составу предметов) - http://pm.hse.ru/mba

А по вашему вопросу есть встречный вопрос: на какую аудиторию ориентируемся? В том смысле, что какая первичная подготовка/опыт/образование должны быть у тех, кого будем готовить на этом курсе.

Посмотрел - явно избыточный и потому поверхностный, увы. Ну зачем слияния-поглощения, ну зачем юридические аспекты? Вообще, имея родственника-студента в Вышке, отношусь к ней с некоторым предубеждением. )

Первичная подготовка - здравый смысл, опыт работы специалистом года 3-4, умение и желание учиться. Если есть минимальный опыт управления - отлично.

  • 1