psilonsk (psilonsk) wrote,
psilonsk
psilonsk

Category:

WTF геймификация?



Года три-четыре назад стали много говорить о «новом явлении», которое называется игрофикацией, или геймификацией, (от английского gamification, а не от того слова, о котором вы подумали).

Идея геймификации (как же я ненавижу эти кальки с английского) очень проста: в компании придумывается «игра», которая завязана на повседневную работу. Предполагается, что сотрудники уже не просто работают, а играют – повседневные обязанности становятся игровыми заданиями, достижения оцениваются как победы в игре, повышения – переход на новый уровень.
Все это, разумеется, обрастает соответствующими атрибутами: появляется система начисления очков за выполнение задания, успех людей и команд отображается визуально, вводится система наград – бейджиков, званий и т.д.

Вот небольшая история про дизайн-студию, которая ввела подобную практику у себя:

Условия
В нашей компании история с геймификацией началась в июне прошлого года. На тот момент ситуация была следующей:
штат около 30 человек;
5-6 команд, которые работают над разными проектами;
все сотрудники работают в одном офисе;
опыта геймификации чего-либо ни у кого из нас не было.

Проблема
Для чего же мы затеяли эту канитель с бейджами? Это бы эксперимент. Было интересно попробовать что-то новое в жизни студии. Попробовать и понять – нужно ли нам это.

Действие
В июне 2012 мы решили действовать по-стартаперски:
геймификация в менедженте – звучит забавно;
говорят, что она действует на мотивацию программистов и вообще, действует;
– НАМ ЭТО НАДО? – делаем!
– Как?
– Быстро и с минимальными вложениями сил и времени – сначала запустим в самом простом виде, потом оценим и изменим, если надо.
Нужно учесть, что основатели нашей компании идею поддержали. При этом не особо долго на эту тему рассуждали: “Делайте!”

Источники знаний
Как раз в это время шел курс Gamification by Kevin Werbach. Он был ценнейшим источником вдохновения. Мысль о том, что про “эти бейджики” создан академический курс, придавала уверенности.
Есть еще полезная книга, которая тоже дала массу полезных знаний нам на первом этапе – ”Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес.” Она не совсем про геймификацию, скорее про игры как таковые.

Вариант №1. Бейджи для команд
Цель первого варианта – командообразование.
Были придуманы условия, при которых команда проекта может получить награду. Например, кто-то из ребят работал сверхурочно. Все понимают, что это вредно. Но с другой стороны, это говорит о том, что человек ответственно относится к срокам выполнения задач.
Каждый день утром происходила раздача наград-бейджиков за предыдущий день. Бейджи – это круглые наклейки. Прикреплялись рядом с логотипом проекта на стене.
Реакция
Сначала народ негодовал: “Что это за х.. ?!!! Наклейки?? Вы бы лучше купили всем макбуки, отвезли всех на Мадагскар работать и т.д. и т.п.”
Количество бейджей росло, люди стали привыкать, недовольство уменьшалось.
Через месяц примерно стало обнаруживаться расстройство, если раздача задерживалась. Программисты ждали, когда им дадут заветную наклеечку!
Проверено:
люди любят, если их подвиги замечают, особенно если этих подвигов много.
бейджи для команд в таком виде не работают, т.к. все равно они имеют отношение к конкретным людям.

Вариант №1.5
Через 2 месяца наклеек на стене стало слишком много. Поэтому мы решили попробовать индивидуальные бейджи совместно с командными. Плюс мы добавили уровни: набираешь определенное количество бейджей – переходишь на новый уровень, и часть наклеек можно убрать. Раздача происходила точно также – каждое утро.
Проверено:
бейджи очень сложно уравновесить в системе. Любая оценка человека “depends” – один сделал 5 мелких задач на несложном проекте, другой сделал 5 сложных на другом, а каждый получил по наклейке. И так со всеми наградами.

ежедневные раздачи, подготовка наклеек отнимают много времени. Это был самый простой вариант для начала, но к 3-4 месяцу всем поднадоело.
Поэтому настало время для варианта №2.

Вариант №2.
Кечинка – наклейка, эквивалент благодарности, принятый в компании. Каждому сотруднику альбом для коллекционирования и 1 раз в месяц 8 именных кечинок. Наклеивать кечинки можно в любой альбом студии кроме своего.
Все собранные в альбоме кечинки можно потратить. Например, на пиццу за счет студии (10 кечинок) или отгул (32 кечинки). Подобная система активно используется в сервисе “Пряники”.
При введении этого варианта геймификации, люди были готовы к нововведениям и восприняли их спокойно. По сравнению с предыдущими системами, в этой – меньше мороки с раздачей и подготовкой: кечинки делаются 1 раз в месяц, альбомы выдаются по мере заполнения.
Первые недели после введения кечинок, студию лихорадило – все активно менялись, пробовали систему на прочность (“давай: ты мне, я тебе, и будет нам пицца”). К концу первого месяца страсти поутихли. Сейчас народ меняется кечинками только в случае благодарности. Мы в свою очередь подогреваем интерес к системе, предлагая все новые ништячки: худи и тапочки с фирменной символикой, macmini.

Метрики
С метриками все просто. Их нет. Могу привести только одну цифру: за последние полгода никто не ушел из студии по собственному желанию.
http://ru-gamification.com/gamification-business-case/



Не хочется никого обижать, но я не случайно назвал геймификацию «новым явлением» в кавычках. Потому что достаточно вспомнить советских руководителей, борьбу бригад за лучшие показатели, доску с фотографиями ударников труда, вымпелы и значки «Победителю соцсоревнования» и переходящее красное знамя. ))

А вы верите в полезность идеи геймификации? С удовольствием бы участвовали? Ввели бы у себя в компании?

Tags: people management, геймификация, люди, менеджмент, мотивация, управление проектами
Subscribe
promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments