?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
WTF геймификация?
psilonsk


Года три-четыре назад стали много говорить о «новом явлении», которое называется игрофикацией, или геймификацией, (от английского gamification, а не от того слова, о котором вы подумали).

Идея геймификации (как же я ненавижу эти кальки с английского) очень проста: в компании придумывается «игра», которая завязана на повседневную работу. Предполагается, что сотрудники уже не просто работают, а играют – повседневные обязанности становятся игровыми заданиями, достижения оцениваются как победы в игре, повышения – переход на новый уровень.
Все это, разумеется, обрастает соответствующими атрибутами: появляется система начисления очков за выполнение задания, успех людей и команд отображается визуально, вводится система наград – бейджиков, званий и т.д.

Вот небольшая история про дизайн-студию, которая ввела подобную практику у себя:

Условия
В нашей компании история с геймификацией началась в июне прошлого года. На тот момент ситуация была следующей:
штат около 30 человек;
5-6 команд, которые работают над разными проектами;
все сотрудники работают в одном офисе;
опыта геймификации чего-либо ни у кого из нас не было.

Проблема
Для чего же мы затеяли эту канитель с бейджами? Это бы эксперимент. Было интересно попробовать что-то новое в жизни студии. Попробовать и понять – нужно ли нам это.

Действие
В июне 2012 мы решили действовать по-стартаперски:
геймификация в менедженте – звучит забавно;
говорят, что она действует на мотивацию программистов и вообще, действует;
– НАМ ЭТО НАДО? – делаем!
– Как?
– Быстро и с минимальными вложениями сил и времени – сначала запустим в самом простом виде, потом оценим и изменим, если надо.
Нужно учесть, что основатели нашей компании идею поддержали. При этом не особо долго на эту тему рассуждали: “Делайте!”

Источники знаний
Как раз в это время шел курс Gamification by Kevin Werbach. Он был ценнейшим источником вдохновения. Мысль о том, что про “эти бейджики” создан академический курс, придавала уверенности.
Есть еще полезная книга, которая тоже дала массу полезных знаний нам на первом этапе – ”Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес.” Она не совсем про геймификацию, скорее про игры как таковые.

Вариант №1. Бейджи для команд
Цель первого варианта – командообразование.
Были придуманы условия, при которых команда проекта может получить награду. Например, кто-то из ребят работал сверхурочно. Все понимают, что это вредно. Но с другой стороны, это говорит о том, что человек ответственно относится к срокам выполнения задач.
Каждый день утром происходила раздача наград-бейджиков за предыдущий день. Бейджи – это круглые наклейки. Прикреплялись рядом с логотипом проекта на стене.
Реакция
Сначала народ негодовал: “Что это за х.. ?!!! Наклейки?? Вы бы лучше купили всем макбуки, отвезли всех на Мадагскар работать и т.д. и т.п.”
Количество бейджей росло, люди стали привыкать, недовольство уменьшалось.
Через месяц примерно стало обнаруживаться расстройство, если раздача задерживалась. Программисты ждали, когда им дадут заветную наклеечку!
Проверено:
люди любят, если их подвиги замечают, особенно если этих подвигов много.
бейджи для команд в таком виде не работают, т.к. все равно они имеют отношение к конкретным людям.

Вариант №1.5
Через 2 месяца наклеек на стене стало слишком много. Поэтому мы решили попробовать индивидуальные бейджи совместно с командными. Плюс мы добавили уровни: набираешь определенное количество бейджей – переходишь на новый уровень, и часть наклеек можно убрать. Раздача происходила точно также – каждое утро.
Проверено:
бейджи очень сложно уравновесить в системе. Любая оценка человека “depends” – один сделал 5 мелких задач на несложном проекте, другой сделал 5 сложных на другом, а каждый получил по наклейке. И так со всеми наградами.

ежедневные раздачи, подготовка наклеек отнимают много времени. Это был самый простой вариант для начала, но к 3-4 месяцу всем поднадоело.
Поэтому настало время для варианта №2.

Вариант №2.
Кечинка – наклейка, эквивалент благодарности, принятый в компании. Каждому сотруднику альбом для коллекционирования и 1 раз в месяц 8 именных кечинок. Наклеивать кечинки можно в любой альбом студии кроме своего.
Все собранные в альбоме кечинки можно потратить. Например, на пиццу за счет студии (10 кечинок) или отгул (32 кечинки). Подобная система активно используется в сервисе “Пряники”.
При введении этого варианта геймификации, люди были готовы к нововведениям и восприняли их спокойно. По сравнению с предыдущими системами, в этой – меньше мороки с раздачей и подготовкой: кечинки делаются 1 раз в месяц, альбомы выдаются по мере заполнения.
Первые недели после введения кечинок, студию лихорадило – все активно менялись, пробовали систему на прочность (“давай: ты мне, я тебе, и будет нам пицца”). К концу первого месяца страсти поутихли. Сейчас народ меняется кечинками только в случае благодарности. Мы в свою очередь подогреваем интерес к системе, предлагая все новые ништячки: худи и тапочки с фирменной символикой, macmini.

Метрики
С метриками все просто. Их нет. Могу привести только одну цифру: за последние полгода никто не ушел из студии по собственному желанию.
http://ru-gamification.com/gamification-business-case/



Не хочется никого обижать, но я не случайно назвал геймификацию «новым явлением» в кавычках. Потому что достаточно вспомнить советских руководителей, борьбу бригад за лучшие показатели, доску с фотографиями ударников труда, вымпелы и значки «Победителю соцсоревнования» и переходящее красное знамя. ))

А вы верите в полезность идеи геймификации? С удовольствием бы участвовали? Ввели бы у себя в компании?


promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
(Deleted comment)
Не читал, посмотрю как-нибудь...
Фраза "в будущем единственный способ" порадовала. )))

В детском саду и начальных классах есть такие доски :)
Звездочки там всякие, цветочки выдают отличившимся :)

ЗЫ Вот и у меня с детским садом ассоциируется... хоть с кавычками, хоть без...

А тем врменем в это играют серьезные конторы...

А американцы спокойно и массово пользуются услугами психоаналитиков :)
А вот у нас нет. Но это же не значит, что нам надо массово это насаждать? :)

Хотя я вполне допускаю, что это может стать способом хоть как-то добиться прогресса в работе с поколением, которое просто по другому не сможет дать результат...

И вот уже есть обоснование применения методики. )
А зачем ее использовали в советское время тогда? Вроде, не было проблем теперешнего поколения.

В общем я могу согласиться, что в основе и геймификации (прости, господи), и соцсоревнования, лежат почти одинаковые психологические принципы...
Но я бы не стал ставить их в один ряд. На мой непросвещенный взгляд, геймификация - попытка опустить на детский уровень старое советское соцсоревнование...
Дебилизация населения, однако, прогрессирует... приходится конфетки раздавать :)
А ведь так и до бананов и тарелки каши можно докатиться...

(Deleted comment)
Вы забыли указать что геймификацию можно применить не только к внутренним игрокам, но и к внешним - к клиентам. Хотя это и намного сложнее :-)

Не забыл, специально не стал говорить об этом. Пока.)

Ох уж эта человеческая психология. Вот тот же форсквер, чекинишься везде, ведь мэрство могут украсть, или - давай ты первый, мне потом +1 дадут за то, что я с тобой, а за 5 разных мест - и беэйджик. И куда потом это все, но нет, не соскочить :)
Еще у меня был проект где геймификацию собирались применить для CRM и social media. Интересно, конечно, было очень.
А для мотивации, мне кажется, надо чтоб все были "из одной песочницы", в смысле даже если всего 1 из всей команды против, уже не получится, ведь некоторые даже аджайл ритуалы считают баловством, куда там таким серьезным за бейджиками гоняться.

К счастью, я избежал всех этих форскверных заморочек, я там даже не зарегистрирован. И вообще, я спокойно отношусь к соцсетям всяким. Только ЖЖ - моя маленькая слабость. ))
Думаете, за бейджами не хотят гоняться только серьезные индюкообразные старперы? )
Ох уж эти аджайл-ритуалы... )))

а где же шкварки?

Они на самом деле перерабатывали ради этих наклеечек?
Я нафиг не стану отрывать регулярно время у семьи, если его не оплатят и не дадут отгул, если я работаю не на себя, конечно. Одно дело разгребать авралы, коих не должно быть, другое перерабатывать часто.

Re: а где же шкварки?

Ну, вряд ли так прямо. Скорее, они перерабатывали, включившись в игру, атрибутом которой были наклеечки. )

Приведенная выше сфера геймификации мне не привлекательна, с мотивацией всегда будут проблемы.

Мне давно хочется поставить прогресс и развитие бизнеса в область геймификации. Уж больно мне нравится наглядность в компьютерных играх, где виден прогресс, левелы и бонусы. Бизнес же обычно развивается незаметно и непонятно в какой мере. Вот сделали 10 дел и как это влияет на прогресс и опыт?
Я выстраивал табличку в экселе, где показывал, например, что нужно сделать чтобы был уровень +1 к ИТ-информатизации. Мне еще также нравятся road map научных открытий в космических стратегиях. Но как бы один в поле не воин, дело заглохло.

Тоже самое я делаю сейчас с личным ростом. Например, прочитал книгу по маркетингу +100 очков к маркетинг-сфере. Прочитал статью +10. В итоге выстраивается сложная система измерения показателей. Потом открываешь график и смотришь какие скилсы прокачены больше, какие меньше. Вести в экселе это жуткова-то нудно... Можно было бы замутить целый стартап на эту тему, но в РФ делать стартапы как-то не очаровывает.

Звучит интересно. С удовольствием представил бой двух чуваков, у одного из которых прокачан маркетинг, а у другого, например, скорочтение. )
А чем плох эксель в данном случае? По-моему, оно самое. Правда, в одиночку играть не очень интересно...

Я для начала выделил такие простые критерии изучения:
Количество прочитанных статей
Количество прочитанных книг
Количество слов в словаре (который ведешь по направлению)
Количество просмотренных видео, в минутах
Количество кейсов
Количество известных экспертов
Количество известных статистических фактов
Дополнительные смысловые элементы
Опыт работы, годы

Соответственно в другом экселе ведется, например, словарь терминов, и сводный эксель подсчитывает сколько терминов изучено по количество строк. Вот ячейка "дополнительные смысловы элементы" могут включать в себя число из любых других заполненных справочников, например, список изученных компаний по теме и в формуле значимость элемента просчитывается. В этом и возникает сложность - связность между собой файлов. Не переименуешь, не перенесешь и т.д., а также сложность сделать шаблон для других отраслей изучения.

Полезно выявлять и поддерживать стихийно возникающие пузомерки.
Всё остальное — бредятина инкубаторских.

Спасибо! )))))
Вы вернули мне веру в человечество ))))
Я уж было подумал, что я один тут такой, серый... негеймифицированный ;)

Пожалуйста, товарищ танкист :)

Целая индустрия сейчас под эту геймификацию затачивается...

)))

Несмотря на твое скептическое отношение к этой инициативе, существует немало компаний, которые занимаются ее внедрением профессионально и зарабатывают на этом неплохие деньги. )

А, ты в этом смысле :)
Я думала, настоящее что-то где-то стрельнуло.

Вообще я слушала курс по геймификации на coursera.org. Если ещё нет — весьма рекомендую. Отличный.
И там как раз профессор очень аккуратно к вопросу подходил. В отличие от.

Не, про настоящее не слышал. )

А про курс слышал, после твоей рекомендации точно прослушаю.

Я себя периодически чувствую на работе, как будто выполняю квесты. Хотя никакой нарочитой "геймификации" у нас нет, все как у всех - задания, повышения, годовые премии.

Но иногда сделаешь что-нибудь этакое, и ощущение, как будто "завалил босса")))

Это самое ценное, когда работу и жизнь воспринимаешь как игру. Но у вас это явно семейное, судя по комменту мамы про привидение. )))))

Прочитал. Мой коммент: фиг знает, как у них там на самом деле. ) Комменты порадовали, особенно первый. ))

Да я тоже не знаю, как у них, у джедаев :) И вполне допускаю, что комментатор правду говорит :)

  • 1