?

Log in

No account? Create an account

psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Тыкать или выкать?
psilonsk
За последние пару недель несколько человек на тренингах спросили, нужно ли переходить с клиентами на «ты». Раз стольким людям интересно, пора в блоге написать. :-) Кстати, это тот редкий случай, когда можно уверенно сказать – ни в одной, даже очень хорошей, американской книжке по бизнесу ответа на этот вопрос нет. :-)

Я для себя выработал следующие правила, которым следую, и еще ни разу не пожалел:

1. С командой, разумеется, надо быть на «ты». Такая уж российская специфика – «вы» не говорят тем, с кем стараешься быть как можно ближе и работаешь бок о бок. У меня был знакомый менеджер, который говорил «вы» всем, вне зависимости от возраста и пола, в том числе и своей команде. Выглядело это ужасно, контакта с людьми не случилось, судьба его была печальна.

2. Непосредственному руководству лучше говорить «ты». Вам придется с ним тесно сотрудничать, отпрашиваться к стоматологу, объяснять, почему опоздал на работу на три часа. В некотором смысле, это близкое начальство тоже член вашей команды (даже если оно об этом не догадывается). Исключение составляют люди, которые существенно старше вас, им надо говорить «вы». Хотя и тут бывают разные ситуации. Например, мне рассказывали ученики Якова Зельдовича, что он требовал, чтобы к нему обращались по имени, называли Яшей. Он тоже всем ученикам говорил «ты».

3. С высоким начальством лучше быть на «вы». У большинства людей есть приобретенный в детстве барьер – они никогда не пошлют сюда человека, которому говорят «вы». Поэтому, чтобы не сорваться на неумного босса, не усложнить себе и проекту жизнь, лучше не вестись на провокации и сохранять с высоким начальством дистанцию с самого начала. Обращение «вы» в этом поможет.

4.  Клиентам нужно говорить «вы», это проявление уважения к человеку, с которым вы едва знакомы. Если клиент сам переходит на «ты», можно смело следовать его примеру, глупо ломаться и упорно «выкать», так можно навредить отношениям. Но будьте бдительны, клиент может оказаться тонким психологом – начнет с обращения на «ты», потом будет требовать скидок и рассрочек, а там и до работы в убыток недалеко (другану ж делаешь, такой парень хороший, как родной). Кстати, при работе с госструктурами надо быть бдительным вдвойне, там этот прием любят использовать.

Понятно, что не стоит говорить клиенту «ты», если он гораздо старше вас.

Если вы чувствуете, что для дела будет лучше перейти с клиентом на «ты», не стоит спрашивать, готов ли он к таким чудовищным переменам в общении. :-) Лучше ненавязчиво обратиться к нему на «ты» и посмотреть на реакцию. Обычно люди спокойно и сразу тоже начинают говорить вам «ты» – отлично, они не против, чтобы ледок размяк, хотя по каким-то причинам ждут, что первый шаг сделаете вы.

Но уважительная дистанция и обращение на «вы», все же, лучше. Вы не обязаны быть клиенту близким другом, вы обязаны обеспечить ему хороший результат проекта в срок.   


promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
(Deleted comment)
И имеют из-за этого мелкие бытовые проблемы. :-)

Помню, помню...
Здравствуйте, Сергей Сергеевич...
Здравствуйте, Лель Константинович...

Именно! Коммуникации, коммуникации, коммуникации. :-)

Edited at 2012-03-21 06:17 pm (UTC)

"Исключение составляют люди, которые существенно старше вас, им надо говорить «вы»."

существенно старше - это сколько? 10 лет - существенно или нет? в возрасте 5 лет - 1 год уже существенная разница в возрасте, а в 20 - 1 год уже не существенна...

Предполагается, что вы можете определить эту значимую границу самостоятельно. )) Если вам 25, а клиенту 50, лучше "выкать".

  • 1