psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Хозяйке на заметку: об эффекте Зейгарник в управлении проектами
psilonsk


Однажды, в двадцатых годах двадцатого же века, девушка, которую вы видите на фото и имя которой Блюма Зейгарник, сидела со своим научным руководителем, знаменитым психологом Куртом Левиным, в берлинском кафе. К ним подошел официант и принял заказ из нескольких блюд, ничего не записав. Психологов это удивило, и, когда официант принес заказ, они поинтересовались, как ему удается запомнить столь сложный набор блюд. Официант пожал плечами и сказал, что никогда ничего не записывает, но хорошо запоминает. Тогда психологи спросили, какие блюда заказали посетители кафе, сидевшие за этим столиком до них. Официант попытался вспомнить, но не смог. Психологам показалось, что это интересный феномен, и они решили в нем разобраться. Почему официант забыл выполненный совсем недавно заказ, но помнил еще не исполненный?

Они сформулировали гипотезу: человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные.

В ходе экспериментов, которые проводила Зейгарник, двум группам испытуемых предлагалось решать задачи, но первой группе не давали закончить решение некоторых из них под предлогом нехватки времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились, и выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев люди помнили о задачах, которые им не дали завершить. Этот психологический эффект получил название эффекта Зейгарник.

Кто и как может использовать этот эффект? А вспомните, чего все мы ждем этим летом.) Ну конечно, ну конечно, мы хотим узнать, убьют наконец-то Теона Грейджоя или пока нет. ) А как там наш Тирион? Создатели всех сериалов с удовольствием эксплуатируют результаты эффекта Зейгарник.
То же делают и те, кто вываливает нам заголовки новостей и заставляет жать кнопку "Подробнее".

Но гораздо интереснее то, что происходит при работе в проектах. Во-первых, эффект Зейгарник подтверждает недопустимость многозадачности - мысли о незавершенных задачах не дадут работать продуктивно над новыми, а вся методология Канбан (скоро я доберусь и до рецензии книжек на эту тему, незавершенность этой задачи не дает мне расслабиться) построена, в частности, на минимизации числа незавершенных задач.

Во-вторых, если человеку тяжело взяться за большой проект, то достаточно начать, и мысли о незавершенности задач помогут получить результат. И это одна из причин, по которой все методологии разумно предлагают "начать хоть с чего-то, а дальше втянетесь".

В-третьих, есть способ повысить личную эффективность в учебе. Достаточно не завершать чтение книги, учебника или овладение каким-то навыком, и поддерживать эту незаконченность некоторое время. Это даст дополнительную мотивацию и позволит лучше усвоить материал.

То же касается и решения любой задачи. Скажем, Хемингуэй в одном из интервью рассказывает об успешном применении эффекта Зейгарник в писательском труде:

— Когда я работаю над романом или рассказом, то пишу каждое утро. Начинаю как можно раньше, с первыми лучами солнца. Никто не мешает, прохладно, даже холодно, но начинаешь писать и понемногу согреваешься. Останавливаешься тогда, когда не все выжал из себя, и знаешь, что должно произойти дальше. Носишь в себе это продолжение, переживаешь его до следующего дня, пока снова не берешься за перо. Начнешь, скажем, в шесть часов утра и работаешь до полудня. Когда кончаешь, чувствуешь себя одновременно и опустошенным, и наполненным до краев, как это бывает после встречи с любимой. И уже ничто не может иметь значения для тебя до наступления следующего дня, когда ты снова принимаешься за работу. Труднее всего дождаться этого следующего дня.
— И вы можете принудить себя оторваться от письменного стола, хотя ваши мысли целиком во власти того, над чем работаете?
— Конечно могу. Нужна известная дисциплина, и она вырабатывается.


Кстати, есть еще весьма интересное свойство у эффекта Зейгарник, и свойство это чрезвычайно важно не только для менеджеров проектов, но и для всех участников проектной деятельности. Оно заключается вот в чем.



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Отличная концовка )

мысли о незавершенных задачах не дадут работать продуктивно над новыми -- но ведь новые-то тоже не завершены :-)

Но новые и не начаты.

Но стоит только ее начать… :-)
"Не начаты" -- это очень короткий промежуток времени. Практически, получив новую задачу, человек сразу же начинает ее обдумывать.

Кстати, насчет вреда многозадачности -- есть разные мнения. Для меня лично переключение между задачами (если это не каждые полчаса, разумеется) -- отдых.

незакрытые гештальты (непроработанные ситуации, open loop) ебут мозги и ведут к неврозам

Осталось потерпеть Вбурерожденную всего один сезончик


А мне она нравится)

Было бы интересно от тебя почитать, как Дейенерис развивалась как менеджер в течение всего сериала :)


Для меня большой вопрос, развивалась ли она...

Есть два типа людей: те, кто могут экстраполировать неполные данные.

А эффект известный, да. Сам его на себе периодически наблюдаю. Когда что-то закончил или выучил или даже иногда просто записал - больше шансов это забыть. Думаю, причина в том, что мозг расслабляется, посчитав задачу выполненной, и освобождает ресурсы для других задач и данных. Иногда это ок, а иногда досадно и вредно. В последних случаях с этим можно бороться за счет того, чтобы в выполненной задаче находить что-то интересное и полезное для будущего, к чему будешь периодически возвращаешься, думать об этом и пытаться применить для чего-то еще.

Для сравнения, например, студентам нужно решать задачи после изучения теории, периодически повторять теорию, искать связи между чем-то уже выученном и другими разделами и т.д. Причины забывания и способы борьбы с этим там те же самые.

Edited at 2017-07-05 08:16 pm (UTC)

Мне кажется, это немного другое (про студентов). Кажется, это называется интервальным обучением.

Все про то же. Если я забываю после того как закончил нечто, то надо или решать задачи после изучения, или повторять, или искать связи между чем-то уже выученном и другими разделами и т.д. Причем это полезно даже когда я и не забываю, поскольку дело не только в "памяти" на факты, но (и даже в большей степени) в их "понимании".

Британский институт незавершенных исследований выяснил, что в двух случаях из трех.

Знаете, как занять дурачка на сутки? Завтра расскажу (с)

. Оно заключается вот в чем.

и тут у меня включается инстинктивное - не говорят до конца - значит хотят наебать. уходим отсюда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account