psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Упражнение для менеджера: прилетит вдруг волшебник в голубом
psilonsk


На днях получил письмо от читателя блога с вопросом. Сначала хотел его немножко обработать, но потом отказался от этой затеи - и так все четко изложено, так что вот оно as is.

Читаем.


Сергей, давно читаю Ваш блог, интересно и очень познавательно, спасибо Вам за него!
Хочу обратиться к Вам с неким практическим кейсом, который связан с построением команды в айти сфере.

Суть ситуации:
У нас небольшая айти компания, которая выросла из команды разработчиков-единомышленников. Изначально в коллективе довольно стихийно складывались традиции, которые все разделяли, поскольку все работающие были людьми примерно одних ценностных ориентиров. В частности, была традиция всем скидываться по (условно) 1000 руб. на подарок имениннику. Изначально подарки покупались. Затем с какого-то момента народу прибавилось и уже стало сложно выяснять интересы и пожелания,стали скидываться и просто дарить конверт с деньгами. Поскольку все знают по сколько традиционно скидывались, то естественно, по сумме в конверте не трудно понять, если кто-то не скинулся... Традиция, может, не самая удачная, тем не менее, она просуществовала довольно долго и ни у кого особо не вызывала каких-либо протестов, во всяком случае в явном виде.

Тем не менее время шло, компания росла и развивалась, коллектив увеличивался. И, разумеется, в какой-то момент появились люди, которые с одной стороны неплохие специалисты, а с другой стороны, эти ценности не разделяли. Стали появляться те, кто ДР на работе перестали отмечать и, соответственно, отказывались скидываться на подарки коллегам. В целом, получалось, что это были люди, которые в компании надолго не задерживались.

Сейчас компания доросла до определённого уровня и имеет довольно разношёрстный коллектив. И вот тут встал вопрос о традиции сбора денег коллегам на подарки. Один из довольно квалифицированных сотрудников и хороший специалист был обижен, что не все "скинулись", посчитал сколько денег сдал и сколько получил и написал обиженное письмо в корпоративную почту. И тут, что называется, "бомбануло". И обнажилась проблема с разными ценностями в коллективе, что очень усложняет рабочий процесс в разработческой команде. Сейчас в целом острота проблемы снята, ясно, что необходимо работать с коллективом, но сейчас не об этом... =) И вот интересно было бы услышать, как люди решают проблему с поздравлением коллег - скидываются и дарят деньги и именинник проставляется; подарок покупает компания, а именинник проставляется; вообще не отмечают ДР на работе; может быть какие-то ещё варианты... И насколько это влияет у них на отношения в коллективе - люди они же такие люди...


Я спросил: "А что в сердитом корпоративному письме написал человек, на которого не все скинулись?" Читатель ответил:


На самом деле, пожалуй, я не совсем правильно выразился, прошу прощения...
Письмо как раз по языку довольно нейтральное и в итоге с предложением конструктивных вариантов (привожу их суть без оценки целесообразности) :
- отменить скидывание и забить на это вообще
- срезать с зарплаты каждого вновь поступившего на работу с первой зарплаты довольно приличную сумму

Но из письма также ясно следует:
1. что он посчитал сколько сам сдал денег на подарки коллегам в течение года и сколько получил в конверте в итоге. Ну он ещё пироги принёс, потратился на проставу и т.п. и не получил достаточной компенсации, что, видимо, и вызвало действия.
2. явно выразил сомнения в попытках руководства в целесообразности объединять коллектив
3. явно указал на "некоторых", которые не сдают денег и с некоей негативной оценкой

Соответственно, люди, которые в компании работают с самого начала (он нет) были - как бы это выразиться - весьма фрустрированы и несколько обижены этим письмом, вернее даже самим фактом того, что этот вопрос вообще возник и расценили это как тревожный сигнал. Что, в общем-то, можно понять - уж если они посчитают. сколько сдали денег на подарки коллегам за всё время работы в компании - там, наверное, сумма довольно внушительная окажется =))
Ну а "бомбануло" - в том смысле, что это вызвало бурный общественный резонанс и обсуждение в корпоративной почте. Ну и больше всех оскорбился директор - основатель компании...
возможно, это просто были не те вопросы, которые стоило, не посоветовавшись в руководством, вываливать на всеобщее обсуждение..


Вариантов на выбор тоже предлагать не буду, высказывайтесь в свободной форме. )

Итак, главный вопрос: как правильно праздновать дни рождения в компании и стоит ли это вообще делать?

Делитесь своим опытом, давайте хорошие советы. )




promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Никто не скидывется. Поэтому никто не ждет ничего. Именинник по своему желанию может купить угощение на свое усмотрение. А может и не покупать.

Самый правильный вариант.

Когда-то давным давно скидывались на др, но потом традиция отмерла. В общем и правильно, какой-то круговорот денег в природе получался.
До сих пор скидываемся на особые события в жизни, свадьбу, рождение детей. Это все же события более значимые чем др, и бывают реже.
Угощение (торт как правило) именинник может купить, но это исключительно по доброй воле.

Edited at 2016-07-20 09:07 am (UTC)

У нас тоже сначала все скидывались, потом несколько коллег запротестовали, мол: я не хочу ваши угощения и скидываться не хочу.
В итоге, было принято решение: именинник, если хочет, организовывает мероприятие, но никто ему ничего не дарит, разве что самостоятельно.
Обидно и забавно, что традиция ввелась как раз перед моим днем рождения ))) т.е., год я всем скидывалась, а свой подарок не получила )))

Вообще, простава пирогами и не должна компенсироваться подарками в конверте.
Очевидная арифметика - сколько ты сдал в течение года, столько тебе и вернётся (плюс-минус уволившиеся и нанятые).

А расходы на пироги - они в любом случае сверх.

Это должно быть _очевидно_ любому (любому, Карл !) техническому специалисту, и если ИТшник этого не понимает... я бы задумался о его профпригодности.


Что же до самого вопроса.

Когда-то давно я работал в одной маленькой и скромной компании (tm), где данный вопрос был решён самым, на мой взгляд, оптимальным образом - был ответственный за сбор и распределение.


При поступлении на работу этот ответственный спрашивал, будет ли он участвовать во всем этом круговороте с конвертами. Если да то да, если нет то нет.
Никто никого ни к чему не принуждал.

Было несколько людей в управлении, которые не участвовали, им просто не дарили конверты, а в остальном ничего не менялось - всё тот же общий сбор, поздравление от руководителя, 30 минут лёгкого расслабона (или больше - но вечером) и всё такое прочее.

Что же до самих сумм, то суммы, которые сдавали люди, были фиксированные для каждой должности _сдающего_(от 500 рублей для инженера до 2000 для нач. управления), этим немножко сглаживалась финансовое неравенство. Т.е. для низового персонала это была игра в профит, а для высокого руководства - в убыток. Но руководство не могло отказаться от неё по соображениям престижа (те, кто на моей памяти отказывались, были ближе к низовым должностям, причины отказа я не знаю, т.к. не интересовался), так что участвовали почти все, и содержимое конверта было заметным.

За те 5 лет, что я там проработал, сдаваемые суммы не выросли, несмотря на некоторый общий рост цен в 2008-2009.

А дальше ответственный в начале месяца указывал, у скольких людей в ближайшее время ДР, указывал, какие должности по сколько сдают. И народ, перемножив две цифры в уме, шёл и сдавал.

Отвественный заносил в таблицу excel, кто сколько сдал и относительно легко распределял поступившие суммы по конвертам.

Когда ответственный уходил в отпуск, он просил сдавать деньги заранее и наполнял конверты тоже заранее.


В общем и целом вся система держалась на инициативном отвественном, и когда он ушёл, оно стало потихоньку угасать. Но я ушёл из компании вскоре после него, и как долго но катилось по инерции и во что превратилось в итоге, не знаю.

Инициативного ответственного "мымра сослала в бухгалтерию"?

Все эти игрища не имеют никакого отношения к менеджменту и не должны на его уровень эскалироваться.
Сдавать или не сдавать деньги на дни рождения -- это уровень самоорганизации КОЛЛЕКТИВА, а не менеджмента.

Вообще данная традиция может иметь какой-то смысл только для людей, которые близко знакомы и постоянно взаимодействуют на работе (следовательно, связаны личностными отношениями). Как только предприятие разрастается и в нем появляются люди, которые не взаимодействуют друг с другом или плохо знают друг друга -- традиция начинает сталкиваться с тем, что описано в кейсе. И это НОРМАЛЬНО.

Выход из положения, если коллектив хочет сохранить традицию -- перейти от уровня организации на уровень подразделений. То есть вернуться к кластерам, в которых все знакомы и связаны личностными отношениями. Собирать на ДР сотрудников своего отдела, а не компании в целом. Или не собирать, если в отделе из десятка человек хотя бы 2-3 сотрудника против.

>Инициативного ответственного "мымра сослала в бухгалтерию"?

Нет, пришло новое начальство, притащило своих людей (зело косоруких, скажем честно), и для него (и некоторых других, включая меня) закрылась возможность роста.


>перейти от уровня организации на уровень подразделений.

Я забыл уточнить - это всё было организовано только внутри департамента ИТ, около 100 человек в сумме.
Что было в других департаментах - мне неизвестно.

Т.е. именно так и было сделано, как у вас написано :)


>Или не собирать, если в отделе из десятка человек хотя бы 2-3 сотрудника против.

В описываемой мной ситуации те, кто были против, никак не влияли на. Потому что главное условие было - постоянство. "или ты постоянно сдаёшь, или ты не сдаёшь. Безо всяких "сегодня сдам, а завтра нет"".

Для такой традиции 100 человек -- это недопустимо много (из-за чего и потребовался выделенный человек, что перевело всё это дело из категории добровольной традиции в категорию обязательного регламентированного бизнес-процесса).

>Для такой традиции 100 человек -- это недопустимо много

Это и прочее (типа новогодней лотереи по розыгрышу подношений от подрядчиков) здорово сплачивало коллектив: большой по размерам, сильно разный по ЗП (от 25 тыс руб до 200 тыс руб) и разный по официальному статусу (были те, кто в штате - с белой ЗП и вкусными премиями и те, кто на аутстаффе с серой ЗП). Но начальство было на достаточно короткой ноге с коллективом, поэтому в занудный официоз это всё не превращалось ни в коем разе.
Да и люди, в общем-то, были нормальные.


>из-за чего и потребовался выделенный человек

Ну, надо понимать, что этот ответственный сам по жизни в общем-то инициативный, постоянно в движухе.
Полагаю, что он этим заниматься изначально решил, а потом дошлифовал.
В компании он проработал около 10 лет, был один из старожилов ИТ.

Когда с его уходом эту задачу отдали другому, сразу стала видна разница между "мне поручили" и "меня самого от этого прёт".


>что перевело всё это дело из категории добровольной традиции в категорию обязательного регламентированного бизнес-процесса

Всё-таки изначально во главу угла была поставлена добровольность этого процесса. Даже в общем-то можно было сменить статус (один человек на моей памяти так и сделал - отказался от участия).
И отказ от участия никак не влиял на отношения к человеку в коллективе.
Это сильно отличается от всего того, что я видел в других местах, и именно это мне кажется самым важным.

То есть всё держалось на одном человеке, которому почему-то было в кайф этим заниматься. Как только его в коллективе не стало -- всё посыпалось.
В этот момент было два выхода:
- либо ничего не делать -- и тогда вся затея за исторически небольшой промежуток времени спускается в унитаз;
- либо формализовать процедуру и превратить ее в регламентированный бизнес-процесс, контролируемый руководством, с чётко прописанными правилами (чтобы исключить его зависимость от конкретного человека и необходимость принятия управленческих решений внутри процесса).

>То есть всё держалось на одном человеке, которому почему-то было в кайф этим заниматься. Как только его в коллективе не стало -- всё посыпалось.

Не совсем так. Человек организовал процесс, который в общем-то работал и без него. Каких-то проблем с передачей не возникло, насколько я помню.

Но кроме механистического компонента, был ещё и важный личностный компонент, который работал смазкой в шестерёнках процесса.

Это, кстати, касается не только процесса сбора денег на ДР ;)

Можно ещё добавить, что коллектив привык немножко паразитировать на этом человеке и не прилагал никаких усилий для самоорганизации в этом вопросе.

А когда человек ушёл - коллектив оказался в ситуации некоторой растерянности, наложенной на прочие (более важный, скажем так) изменения.

Для здорового коллектива, полагаю, сложностей при восстановлению порядка в том вопросе быть не может. Хотя и некоторые усилия потребуются.

У нас скидывался на подарок отдел, в котором работает именниник, то есть ближайшие 5-10-15 человек и те, кто с именниником ежедневно общается. И подарок есть, и количество скидываний небольшое, и скидываешься на подарок знакомому.


скидывался на подарок отдел,

вот-вот. мы тоже к этому пришли.
Навязанная традиция скидываться на подарок дивизионом (порядка 25-30 чел) вызывала скрежет зубовный, ну кроме топов подразделения. им более-менее деньги собирались.

Мы сидели в кабинете вперемешку - служба администрирования, пиарщики, серкретари, главный инженер по стройке + много мимоходящих людей.
С большим удовольствием поздравляли друг друга с ДР и прочими праздниками, хотя по работе были практически не связаны. Зато было отличное общение.

ДР не нужны, на работе - тем более.

Чем меньше отмечали всякое г, тем здоровее была обстановка.

В предыдущем коллективе постоянно что-то отмечали, работать было невозможно. Мой ДР совпал с ДР ещё одного чувака. Тот принёс тортик, а я никому не спалился, так что никто ничего не узнал. Ну и ЛПР там настолько тупые, что никто не был в теме, когда там у кого.

Вот даже интересно в какой сфере ты работаешь

Вероятнее всего проблема возникла при увеличении числа сотрудников. У нас ДР отмечается в рамках отдела. Есть "такса", ответственный за поздравление, не стесняясь обходит всех задействованных. Есть и "проблемный" сотрудник. С него денег не берут, но и не поздравляют сборным подарком. Дело житейское...

Меня как сотрудника бесят такие штуки! Когда я должна что-то кому-то подарить или угостить кого-то просто потому что те, кто тут до меня работал так решили.
Я, конечно, их делала, зачем мне косые взгляды... :(.
Регулировать это сверху мне кажется вообще не стоит. Кто хочет, проставляется, кто хочет сдает. Кто не хочет, не делает и все.
На качество работы и отношения в коллективе на мой взгляд это никак не влияет. Особенно, если коллектив большой.

как это не влияет, если ходят потом и обсуждают, кто там кому что не сдал

Пообсуждают и прекратят.

Насколько помню, термин "подарок" не предполагает каких-то ответных действий одариваемого.


Соответсвенно мне видится разумной такая схема: я скидываюсь на симпатичных мне людей. Что там у меня в конверте - роли не играет.


Сейчас в компании просто есть оповещалки - у Имярекова день рождения. Кто хочет - подходите, сдавайте такому-то.
В свою очередь именинник может делать стол, а может и не делать.


Кто хочет игр с нулевой, а то и положительной  суммой - может не сдавать ни на кого и ничего не ставить.


мне в литературе встречался термин "отдарок". Мол, если есть подарок - то должен быть и ответный отдарок. Не хочель отдариваться не принимай подарки

поэтому нихонцы не берут чаевых и любой подарок тут же стараются компенсировать аналогичным, чтобы сохранялся баланс

Дали денег - проставился.
Не сдавал денег - не ходи на проставу.

ОК оповещает у кого на ближайщей неделе ДР с призывом поучаствовать в поздравлении. Сдают столькл сколько хотят без определения нижней или верхней границы суммы скидывания. Именники с помощью ОК или сам делает рассылку на всю компанию о месте и времени проставления. Этот принцип мне встречался почти во всех компаниях, где я работала ( было и 30 человек, и 150). Считаю его оптимальным для любого коллектива численностью больще 20 человек.


как технически выглядит простава на 150 человек?

В маленькой и скромной компании, об которой я реку выше, обычно покупалось примерно 5-6 тортиков или 6-12 осетинских пирогов или 6-10 пирогов Штолле.

По деньгам это было для именинника заметно (не 500 рублей), но большинство получало достаточно, чтобы не класть зубы на полку до конца месяца. Те, чья ЗП была сильно меньше, либо собирались по двое-трое, либо ограничивались сильно более бюджетным вариантом. Претензий к ним, разумеется, никаких не было - все всё понимали.

Херассе, проставляться на 150 рыл это оптимально? Это большой удар по бюджету!

Я бы предпочел вообще никак на работе день рождения не отмечать, но в последних нескольких местах была почти настолько же удачная система. 15 числа каждого месяца HR присылает емейл: в этом месяце дни рождения отмечают такие-то. Список чисел с фамилиями. В их честь на кухне выставлен торт. (Торт куплен на деньги компании). Практически идеальный вариант.

> И тут, что называется, "бомбануло"

Очевидный вывод: люди вместо работы фигней страдают, раз есть силы на такое обсуждение.

"что он посчитал сколько сам сдал денег на подарки коллегам в течение года и сколько получил в конверте в итоге. Ну он ещё пироги принёс, потратился на проставу и т.п. и не получил достаточной компенсации, что, видимо, и вызвало действия"
Напомнило анекдот про еврейского Деда Мороза, который предлагал детишкам приобретать подарочки. Очень некрасиво чел поступил.

Я не знаю что посоветовать. Лично для меня было б идеально, если б в конторе запретили бухачи, проставлялки и отмечалки. Такие посиделки нормальны в узком кругу, но при росте коллектива становится похожим на унылую обязаловку. Особенно неприятно, когда пьянка у тебя в кабинете, а ты в ней не хочешь участвовать.

Лично у нас такая традиция есть, я сам деньги сдаю на тех, кого знаю и начальство, но сам никогда не проставляюсь и подарки не получаю.

>> Лично для меня было б идеально, если б в конторе запретили бухачи, проставлялки и отмечалки. Такие посиделки нормальны в узком кругу, но при росте коллектива становится похожим на унылую обязаловку. Особенно неприятно, когда пьянка у тебя в кабинете, а ты в ней не хочешь участвовать.

Видел контору, где в дни отмечания ближе к четырём открывали пиво, раскладывали еду, доставали какие-то остатки коня из холодильника, включали радио. И до конца рабочего дня стоял галдёж, вонь, музыка эта ебучая попсовая. Тимбилдинг, хуле.

а чё, пипл хавает

причем для директора было в порядке вещей приходить с бодуна, когда хочет и чтоб от него воняло

и пить с коллегами из партнёрской конторы водку в рабочее время в рабочем месте, потом доёбываться до сотрудников и на девушек перегаром дышать

а, ну каков поп, таков и приход

так надо организовать свою шарагу с блэкджеком и шлюхами и запретить вот это вот всё.
очевидно же

У нас компания покупает подарок, а именинник проставляется: тортик, пиво, легкие напитки, итд. Все довольны :-)

Если кто-то женится/выходит замуж или рождается ребенок, то, как правило, несколько коллег, которые больше всех дружат с виновником торжества, между собой скидываются и покупают подарок от себя. Но на рождение ребенка и компания тоже дарит что-то.

лучше вообще не отмечать. Поздравить устно - и всего делов.
Для скидывающихся это трата денег, а для именинника - трата времени - все эти пироги/торты заказать, встретить, нарезать, обойти там - где как заведено.
Я вот пироги и торты не ем, например, нафиг мне все эти ритуалы не впёрлись

Еще хуже, если принято пьянками на работе все ДР отмечать. Я на такой работал одной - ну его нафик

Edited at 2016-07-20 03:42 pm (UTC)

Был опыт работы в маааленьком стартапе, который с 5 человек разросся до 50-70.
Так вот, в процессе разростания, где-то на третьем десятке, когда стали собирать на днюшечку по 2-3 раза в месяц, руководство волевым движением распорядилось прекратить поборы.
В итоге, все сложилось очень хорошо, и еще до того, как все могло "закипеть".
Народ продолжил собирать деньги, но не по всей кампании с рассылкой писем и всей этой дребеденью, а добровольно, ближним кругом. А "дальние" коллеги уже по желанию сами присоединялись, даже без просьб.
В итоге, без подарков никто не оставался, а "звезды" коллектива были все в букетах))

мой опыт нетипичен и не характерен. как можно отмечать день рождения во временных трудовых коллективах? Вот выпала работа на твой день рождения, само по себе не самое частое событие, и совершенно не факт, что те, с кем ты работаешь этот день, на свой день рождения, даже, если они будут в этот день работать - окажутся с тобой на одном объекте.
у меня получилось просто - принес плюшек и чаю. народ отстегнул с обвязки карабин, который почище и торжественно подарил.

(Deleted comment)
Вы всегда радуете неожиданным взглядом на простые вещи)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account