psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Эпизод VII: Пробуждение франшизы
psilonsk


Посмотрел свежий эпизод «Звездных войн». Что ж, есть смысл сказать пару слов об управленческих вопросах, в нем затронутых. )

Надо понимать, что ЗВ — очень крупное, знаковое событие в мировой культуре. Его создатели наверняка осознают, какое сильное влияние они оказывают на массового зрителя, и как важно передать ему мощный и недвусмысленный (простите за это слово) месседж, задающий правила игры, далеко выходящие за рамки обычного кино.
Какие же идеи настойчиво пытаются донести до нас создатели фильма?

[Сплошные спойлеры!]
1. Крупные корпорации непобедимы, бороться с ними бесполезно. Тридцать лет назад Сопротивление уничтожило мозговой центр Империи и ее топ-менеджеров. А Империя — сюрприз! — жива и прекрасно себя чувствует. Новая Империя гораздо могущественнее предыдущей, ей под силу даже более крупные научные и производственные проекты, в ней сохранены все процессы по подготовке кадров и молодых управленцев, а ее сотрудники не похожи на подневольных рабов. Если раньше все важные имперские решения принимались в едином центре, то теперь этого нет, страх наказания уже не фактор управления, подчиненные спокойно спорят с руководством и не слишком его боятся (особенно доставил эпизод, где штурмовик во время разговора с капитаном поворачивается к нему спиной). Да, у новой Империи есть лидер, но он уже не диктатор, как Палпатин, а просто опытный эксперт-советник, который позволяет себе высказывания в духе «поживем - увидим».

2. Молодые компании, не умеющие быть последовательно жесткими и не вырастающие до размеров крупной корпорации, обречены. Новая республика появилась, но быстро загнулась, поскольку не умела себя защитить. Где планы развития? Где стратегия хотя бы лет на десять? Где стремление добить Империю? Где, наконец, риск-менеджмент?
Есть какое-то олдскульное Сопротивление, в котором ничего не изменилось за тридцать с лишним лет: та же одежда миролюбивых пастельных тонов (хиппи?), те же неформальные совещания в стендап-формате, та же путаница с ролями и званиями, отсутствие субординации, та же неспособность созидать и выполнять крупные проекты. Единственное, на что способны эти ребята — разрушить очередной продукт проекта Империи. Стыдобень. В общем, такие вечные стартаповцы без особых целей, достижений, но с непрекращающимся финансированием. Их лидер — тетенька 60 с лишим лет. С них не хочется брать пример, их хочется пожалеть.
Совершенно непонятно, как Сопротивление соотносится с Республикой, и почему эти две структуры не задавили остатки Империи за три десятилетия, но когда к ним присмотришься, сразу понятно не их уровень конкурентной борьбы.

3. В новом мире уникальные способности ничего не значат. Помните, как усиленно тренировался Люк, чтобы научиться владеть световым мечом? Помните, сколько времени ушло на это у его отца? У джедаев была система обучения, работавшая с детьми чуть ли не с рождения. Да и световой меч из-за необычного баланса и специфических свойств клинка  опасен для неподготовленного человека, без Силы не обойтись. Теперь это совсем не важно — неподготовленная барышня ситха (!) мечом завалила за пару взмахов.
Но это лирика, важно другое: в нашем новом мире шаблон важнее уникальности. Шаблонный летчик безо всякой Силы разрушает очередную Звезду смерти. Шаблонный штурмовик световым мечом (!) почти на равных бьется с ситхом, а до этого побеждает другого штурмовика.
Идея вторичности любой уникальности транслируется нам постоянно. Кто был злом раньше? Вейдер, носивший маску по логичным медицинским показаниям. А в седьмом эпизоде зло — кудрявый хипстер, который непрерывно рыдает, рефлексирует, а маску носит просто потому, что это стильно и прическа так лучше сохраняется. А как он держит шлем дедушки? Как Гамлет череп Йорика. Это ли не разгадка его кудрей, метаний и слез?

4. При этом иллюзию уникальности у нас не отбирают — в новом мире вы должны жить с ощущением, что, в полном соответствии с предпринимательской идеологией, способны взять на себя любую задачу и успешно ее решить. Вы мусорщик, от заката до рассвета собирающий металлолом на продажу за корочку хлеба на занюханной пустынной планете? Значит вы прекрасно разбираетесь в технике, можете и починить что угодно, и понять принцип работы любого прибора. Вы точно разберетесь — ведь вокруг вас новый шаблонный мир, где шаблонные иллюзии важнее годами нарабатываемых навыков. А еще вы — опытный пилот звездолета, ведь на своей мусорной планете у вас был мотоцикл. Гыгыгы.
Иллюзия уникальности сотрудника прекрасный мотиватор, самовоспроизводящийся и не слишком затратный.

5. Новая шаблонная система должна быть максимально простой. Поэтому у всех положительных главных героев — примитивные трехбуквенные имена. Оби-Ван Кеноби? Квай-Гон Джинн? Да ну, бросьте. Теперь у нас Рей, Финн, По. Единственный значимый персонаж не с трехбуквенным именем — приверженец темной стороны. Даже роботы раньше были С3РО, R2D2, а теперь просто ВВ8. Простыми структурами легко управлять, главное — правильные шаблонные бизнес-процессы. И с этим не поспоришь.

Итак, перед нами новая-старая управленческая парадигма: тотальная шаблонизация процессов, величественная несокрушимость крупных корпораций, грамотно поддерживаемая иллюзия значимости сотрудника при максимальном упрощении его функций и отсутствии необходимости хорошего образования, ведь в шаблонном мире образование не очень значимый фактор.

Что любопытно, сам фильм эту идеологию прекрасно поддерживает — его сюжет абсолютно вторичен и полностью повторяет сюжет 1977 года (так сильно, что даже как-то неловко). Неторопливость же его развития как бы намекает, что теперь это вообще не фильм, а сериал с далеко идущими планами и большими перспективами. Впереди еще сезонов восемь.
И еще это первый фильм, в котором нет ни одной сцены-изюминки, знаковой, яркой, заставляющей сердце замереть в восторге и возвращаться к этой сцене снова и снова. Во всех эпизодах есть, а в этом — нет. Да и музыка изменилась, классические мотивы из прошлых серий почти не встречаются, новому миру — новая музыка.

Добро пожаловать в новую управленческую реальность, господа.



P.S. Кстати, сам фильм прикольный. Это ж ЗВ, смотрится на одном дыхании. )) Обязательно пересмотрю еще пару раз. ))



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Спасибо за рецензию!

Пацан сказал - пацан сделал)))

картинка клевая.

Главный злодей держит череп деда всегда под рукой. )

Как же нет сцены. :)

Чудесная сцена, где она лазила в старом имперском крейсере, а потом возвращалась на непадающем чемодане.

Одна из лучших за последние 10 лет ЗВ.

Не просто одна из лучших - лучшая, ибо единственная! )))

Я уверен, что следующим главным героем во вселенной ЗВ будет гомосексуалист. И это будет правильно

фильм -- современный

  • 1
?

Log in