psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Потребительское: об интернет-торговле
psilonsk


Френд svictorych, владелец магазинов, торгующих электроникой, написал любопытную статью, основная мысль которой звучит примерно так: будущее не за оффлайн-магазинами и не за интернет-магазинами, а за синергией - обычные магазины идут в интернет, а онлайн-магазины открывают представительства в оффлайне.

Мне как покупателю это мнение кажется чрезвычайно спорным.

Первые две покупки в интернет-магазинах я совершил лет 15 назад - это была стиральная машина и трехтомник Кнута. С тех пор я покупал в интернете холодильники, кухонные плиты, варочные поверхности, вытяжки, всю сантехнику, строительные и отделочные материалы, туры пляжного отдыха, все товары для детей, книги (не просто книги - море книг), телефоны, смартфоны, компьютеры, планшеты, телевизоры, косметику, пылесосы и всякую бытовую мелочь типа кофеварок, инструментов и увлажнителей воздуха. Вся мебель у меня куплена в инете, кроме матрасов и диванов (их без тестирования подобрать сложно). Однажды я купил в интернете автомобиль и счастливо проездил на нем несколько лет. На прошлой неделе я купил полтора десятка люстр и светильников в трех разных интернет-магазинах.

Мне и в голову не придет ехать куда-то смотреть и щупать товар, если только это не товар, эксплуатирующий мои тактильные ощущения (как матрас, например). Мы живем в такие времена, когда о наших удобствах позаботились - на каждый товар есть сотни обзоров и от профессионалов, и от обычных пользователей. Если сто человек сказали, что у смартфона какой-то марки отваливается задняя крышка, мне совершенно не нужно ехать куда-то, чтобы убедиться в этом - скорее всего, это правда. Если сто человек сказали, что планшет хороший, мне абсолютно не нужно дополнительно вертеть его в руках.

Я, как и многие люди, уже давно убедился: все товары в одной ценовой категории примерно одинаковые. Мне вполне достаточно глянуть пару фоток, проверить отзывы о важных для меня параметрах. Это утверждение справедливо для абсолютно любого товара. Все остальное - религиозные войны между Никоном и Кэноном, которые занятым людям малоинтересны. ))

И я просто не верю, что магазин "с вывесками и полками" может круглогодично (!) предложить мне цену ниже той, за которую я могу купить товар в интернете. Сезонные скидки и акции всякие - да. И хорошо, если мои потребности в этот период совпали с соответствующей акцией в ближайшем (!) оффлайн-магазине, я обязательно этим воспользуюсь. Но это редкость.

Кстати, зайдите в магазин электроники (я не был в магазинах, принадлежащих svictorych, поэтому про них ничего не могу сказать) - хоть в сетевой, хоть в локальный. Это же кошмар! Все, что может быть украдено, от смартфона до фена, либо приковано цепями к прилавку, либо лежит в запертом шкафу. Особенно меня радуют такие "намордники", которые закрывают почти весь экран телефона (их в "Связном" очень любят) - взять в руки можно, но и только, до экрана не добраться, потестить нельзя. А с товаром в шкафу вообще очень мило, почти как в классической истории про кошелку - продавец с недовольным видом долго роется в связке ключей, открывает шкафчик, достает телефон, закрывает шкафчик, отбивается от теребящих его с двух сторон других покупателей, ищет аккумулятор, уходит за ним в подсобку, приходит, понимает, что это не тот аккумулятор, меняет его, включает телефон, видит, что карта памяти не вставлена (у некоторых телефонов камера не работает без карты), долго вздыхает... )) Если же нужно посмотреть 2-3 телефона, то это вообще развлечение не для слабонервных. Так что потрогать в таком магазине можно разве что выключенную стиральную машину. И зачем мне это? )

В моей реальности (московский регион) "обычные" магазины электроники нужны только для быстрой замены внезапно вышедшей из строя мелочевки - фена или чайника. Подозреваю, что для большинства городов ситуация такая же. Ну а про другие очевидные минусы оффлайна - очереди на кассу, очереди на оформление доставки, очереди, чтобы поставить печать о гарантии, ароматных продавцах, которых никогда нет на месте, и говорить лень. И даже если умный владелец устранил все недостатки, то с ценой ему ничего не сделать.

Синергия синергией, а я лично никакого смысла в оффлайн-магазинах не вижу. А вы?



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
В РБ до последнего времени интернет-магазины были адом, вроде "не перезванивают", "выставляют на витрину того, чего у них в принципе нет и не было", "все являются представителями одного склада, на котором лежит единственный экземпляр нужного товара и тот уже кем-то заказан".
Оффлайн-магазины были культурнее - приехал, посмотрел что есть, купил. Причем к продавцу приходилось обращаться только после того как товар найден в торговом зале, а не общаться с ними 3 раза по телефону до того, на тему "я сейчас посмотрю есть ли у нас на складе, а потом перезвоню". Для аутистов и мизантропов - самое то.

Да и сейчас они в РБ частенько не айс

Не все таким грешат, но в периферии таких большинство, пользуюсь оутпостами известных ИМ.
А уж свекрови в подарок послать что-нибудь в Сибирь - ИМ выручают! На месте все не того ассортимента и вдвое дороже оказывается.

Edited at 2015-11-13 11:12 am (UTC)

Пока все люди разных размеров, оффлайновые магазины будут полезны, например:
- Одежда - виртуальные примерочные пока развиты слабо.
- Машины, мотоциклы, велосипеды - необходимо как минимум посидеть, но обычно и тест драйв.
- Носимая электроника (ноутбуки, часы и прочите эппл часы) - полезно подержать в руке/поносить, чтобы понять какой размер и вес лучше подходят.

А еще я вчера зашел в магазин за шарфом, а вышел с шарфом, рубашкой, пиджаком, туфлями водолазкой и пуловером.

А так - да, и встречаться людям не нужно (есть телефоны и скайпы), ходить в кинотеатры (есть телевизоры), на природе (есть тренажерные залы) и т.д.

Я тоже за синергию просто потому, что часть вещей мне хочется увидеть в натуре. Страшно сказать, мне надо посмотреть на чайник, подержать в руке мышь. Так же из телевизорами и с частью одежды (ну не могу я галстук в интернет-магазине купить). Это притом, что 2/3 покупок я все-таки делаю через интернет-магазины, а в магазины, например, по продаже сотовых я вообще стараюсь не заходить -- не успеешь зайти, как к тебе тут же продавец доколупается.
UPD: http://fashiony.ru/page.php?id_n=122084


Edited at 2015-11-13 10:38 am (UTC)

В сети огромное количество купленных обзоров и их будет все больше, поэтому на один и тот же товар можно встретить совершеннно противоположные обзоры.
Или например, 120 грамм для смартфона это много или мало?
Или 5,4'' влезут в карман моих любимых джинсов или нет?

Так что оффлайн не вымрет.

Не покупаю по интернету то, чего в реальности не трогал. Не работает представление "как я это буду использовать, какие конкретно у этого размеры по диагонали от и до, как оно устойчиво, как оно....". А если я уже что-то потрогал, и оно мне подошло, то беру сразу- экономить копейку, при этом мудохаясь с доставкой "завтра я буду дома с 10:30 до 10:40, послезавтра с 16:30 до 17:20" честно ну его нахер.


Буквально два дня назад мне нужен был монитор подходящий по следующим критериям:
20-22 дюйма, желательно белый с небольшой рамкой, креплением VESA 100 и откручивающейся подставкой, встроенным блоком питания и HDMI входом, ценой до 10тр.

Внимание вопрос. На скольки интернет-магазинах для мониторов есть все эти критерии?

На всех, я полагаю: Яндекс.Маркет )

Несмотря на наличие настенного крепления, не у всех мониторов можно убрать подставку чтобы не осталось торчащих кишков. Вот такая подляна, однажды наступил. И этого параметра нет нигде. Как и ширины рамки. Хотя это уже конечно лично моя хотелка. А еще например там не найти мониторы со стеклянным экраном.

Также надо сказать что на маркете дофига ошибок как с ценой так и с ТТХ. Однажды купил вифи без вифи. Искал цисковский вифи роутер, прочитал подробное описание на маркете, перешел на сайт и купил. Приехал без вифи. На маркете одна модель, а ссылка на магазин с другой моделью - отличие в одной буковке. Менять отказались, а роутер стоил больше 10тр, обидно.

И еще он каким то своим странным способом определяет с каких сайтов брать товар. Предлагает кучу паршивых местных магазинов и доставку Москвы, а например знать не знает хорошие местные магазины. У которых хороший ассортимент, но кривой фильтр по характеристикам.

А еще я на маркете пытался размещать свои товары, так вот эти мудаки постоянно запихивали роторы от стоматологических наконечников в раздел с лодочными моторами, а автоклавы в бытовую технику.
И периодически звонили мне со своими проверками качества сервиса... А на прозвонке у них сидят девочки которым некогда вникать в ситуацию и которым пофигу что для покупки помпы для автоклава надо назвать модель автоклава и год выпуска. Поэтому им проще поставить минус моему менеджеру ("товар отсутствует") за что в конечном итоге меня и забанили.
С тех пор я к маркету отношусь предвзято. Пидорасы они там все.

Остапа понесло, залез в раздел "Двигатели для автомобилей" и вижу прекрасное:
- Двигатель главный Kyocera FS-1016
- Двигатель FAX 235/236/335MC
- Кольца поршневые трактора Т-170

Синергия нужна в торговле одеждой. Я к примеру пользуюсь одной и той же маркой одежды для детей. Один раз купил в магазине, потом переходишь на интернет, т.к. знаешь, большемерит ли пошив или наоборот, впритык по ростовке.

Edited at 2015-11-13 11:14 am (UTC)

не потрогав не покупаю. исключение - предметы, которые покупаю часто и помногу, причем простые, вроде гвоздей. Качество настолько прыгает от образца к образцу, что рисковать выкинуть в утиль 10-15 тыр за ботинки совершенно не хочется. Мебель предпочитаю покупать в виде досок

Щас подумал что я покупал в онлане: шины, электронику (комплектующие к пк, телефоны, планшеты, ноутбуки, навигаторы, радиостанции, фотоаппараты, объективы), рубашки, бельё, продукты, медикаменты, бытовую технику, билеты, книги, мебель, стройматериалы, оружие, лыжи/борды, кайт, дайверскую снарягу (кроме костюма), радиоуправляемые игрушки, кота.

Т.е. по сути предметы, качество (характеристики) которых гарантируется или не имеет большого значения или не зависит от моего осмотра можно спокойно покупать в интернете.

Хочу попробовать купить обувь, но ссу.

я не покупаю в интернет-магазине костюм: он должен хорошо сидеть. Джинсы могу но из трех два отошлю назад. Вот футболку можно купить и с первого раза
Обувь в интернете? - разве что пляжные тапочки на один сезон

И наоборот, идти в магазин за бутылочным пивом глупо. Можно было бы и в интернете купить. Но - нельзя. Почему-то

Костюм купить можно, а еще лучше через интернет заказать пошив (http://corzetti.ru). Пришлют схему как снять мерки, а потом отошьют персонально. Это будет в 2-3 раза дешевле чем покупать в оффлайне.

Рубашку я первый раз с опаской покупал (http://www.ctshirts.co.uk) а потом определил для себя размер и понеслася. Очень удобно.

А вот пиво доставят теплое, взболтанное и в понедельник вместо пятницы.

кстати, о синергии как таковой
Многие покупают в интернете заведомо гораздо больше чем хотят, зная что многое придется отсылать назад - не подходит.
Продавец несет убытки - и закладывает их в цену.

Представительства в реальном мире, где можно осмотреть и примерить товар (может быть даже не купить, пусть это будет лишь витрина) могли бы стать средством оптимизации расходов. Могут, конечно, и не стать: тут посчитать надо

А пока представительств нет все так и делают. Меряют в магазине, фоткают этикетку и заказывают у производителя в два раза дешевле.

Для меня много вещей, которые нужно потрогать, перед использованием.
Одежда, посуда, мобильная электроника, фото-видео техника. Мебель - непременно нужно оценить ее в реальном освещении и также потрогать руками.
Но покупать не обязательно там где трогать, так что выбираю в магазинах - покупаю где дешевле.

Сергей, ваш сценарий покупки это один из сценариев и не факт, что это рыночная доминанта.
Но даже в него не вписываются некоторые вещи:
- поголовное засилье фейковых отзывов и кухонных экспертов
- тяжелые истории с гарантийкой у интернет-ритейла
- про одежду и обувь даже говорить не хочу
В истории с выбором, например, телевизора - я не хочу полагаться на чье-либо "экспертное мнение" а хочу выбрать модель у которой качество картинки устроит именно меня. Так что сочетание офлайн-шоурум+онлайн-прилавок это добро как мне кажется.

Покупала в интернете: украшения, книги, корм для кошек, косметику. Украшения - больше никогда! Соблазнилась несколько раз на красивые картинки, потом выкинула или подарила. На фото оказалось совсем не то, что в жизни, либо вообще не подходит мне. Книги и кошачий корм - нравится. И сейчас покупаю. Удобно, выходит дешевле и с доставкой прямо домой. Косметика - только та, которой я уже пользовалась раньше, иначе можно нарваться на неподходящий запах, цвет или фактуру. Одежду, обувь, мебель - только лично. Может быть, купила бы бытовую технику, не знаю, не пробовала. Электронную книжку недавно покупала - все оказалось как заявлено, только при листании страницы мелькают сильно и раздражают глаза, у предыдущей книжки такого не было. Офлайн я бы потестила это в магазине, и сразу выбрала бы другую. Телефоны - у них бывает очень тихая полифония, в интернете не услышишиь. В общем, думаю, офлайен розница не отомрет :).

Очевидно, у вас в электронной книге настроено обновление экрана после каждого перелистывания. Оптимально - 5. Этот параметр можно найти в настройках

Кажется у Талеба в его "Черном лебеде" есть фраза что-то вроде "одежда на нем сидела как купленная через Интернет". Видимо, это уже становится расхожей фразой.

Как человек много и долго покупавший через Интернет самые разные товары, могу сказать, что постепенно начинаешь особо ценить возможность выбирать вещи "в живую", не просто померим их, но часто и пощупав, убедившись, что вещь не только функциональна, но и доставляет тебе эстетическое удовольствие.

Хотя, что до сугубо утилитарной бытовой техники, ну например мясорубки , то мне вряд ли придет в голову покупать ее в офф-лайне. Но вот вещи, которые должны не просто работать, но еще и как-то радовать....

Иногда всё-таки хочется посмотреть/потрогать. Из последнего такое было с мобильным телефоном, хотелось пощупать как в руку ложится.
А ещё с холодильником. На экране совершенно не понятны внутренние размеры. Пришлось искать в оффлайне, а потом покупать в интернет-магазине.

Интернет - лучшее место для покупки ненужных вещей, позволяет не тратить время на хождение по магазинам.

Цветопередача страдает - везде где это важно - офлайн будет нужен
Тактильные ощущения
Померить
Понюхать
Попробовать на вкус

А некоторым людям важно выбрать вживую, потрогать холодильник, поговорить с ним в магазине.. А не бездушно купить онлайн

Я обычно вначале хожу живьем смотреть и трогать товар в офлайновом магазине, после чего, сделав выбор, покупаю его в онлайне на 5-15% дешевле.

Ааа... а зачем нужны полтора десятка люстр? о_О

А у вас какие варианты ответа возникли?)

Ты олигарх с трехэтажным особняком и недавно делал ремонт, но люстры еще не повесил http://www.varlamov.me/2015/kvartira2/00s.jpg

Оформляете кому-то офис)
Или играли с оружием и случайно кому-то разбили 15 люстр и теперь покупаете новые)
В крайнем случае, хотите засунуть в них героин и провести через границу)

Выше вариант с олигархом, мне он больше нравится. ))))

  • 1
?

Log in