psilonsk


Блог об управлении проектами


Previous Entry Share Next Entry
Менеджмент в музыке и не только
psilonsk


Несколько элементарных уроков по получению обратной связи от сотрудников (настолько элементарных, что все руководители на них забивают).

Симфонический дирижер в получает огромную власть над оркестром (кто-то даже скажет – абсолютную власть). Это плата, в частности, за экстраординарный талант, возможности и опыт дирижеров. Но это имеет и практическую причину – дирижер должен сделать так, чтобы сто или около того креативных музыкантов выступали с одним видением и одними эмоциями – в одно и то же время.

Кроме того, это традиция. Это помпезное зрелище. Это способ, которым классическую музыку интерпретировали и представляли сотни и сотни лет. На самом деле, абсолютно поразительно наблюдать, как вездесущая палочка дирижера управляет с таким превосходством и признается с таким послушанием. Роль каждого дирижера в том, чтобы командовать, а не общаться с музыкантами. Когда дело доходит до воплощения идей выдающейся работы, скрипачи, виолончелисты и гобоисты не привлекаются к обсуждению. В большинстве симфонических оркестров дирижер обладает высочайшей властью. Конец обсуждений.

И вот перед нами Бенджамин Цандер.

Его уважают за основание Бостонского филармонического оркестра, но у маэстро Цандера – совсем другой взгляд на этот вопрос, кто-то может даже назвать его бунтовщиком.

Бен руководит Бостонским филармоническим оркестром уже больше 30 лет. Но на самом деле он является дирижером намного дольше – около половины века. Он – сила, с которой нужно считаться, определенно, но его сила порой не видна за стилем его работы. В то время когда большинство дирижеров известны тем, что командуют музыкантами, Бен известен своими отношениями с музыкантами. Его оркестр – один из немногих в мире, среди студенческих, любительских и профессиональных оркестров, где разговор течет в обе стороны, с возвышения дирижера к музыкантам и обратно, все из-за прозрения, случившегося с ним 30 лет назад.

«Мне было 45 лет, – сказал он нам. – После дирижирования в течение 20 лет я внезапно осознал – дирижер оркестра не создает звук. Он своей силой воздействует на возможность других почувствовать себя сильными. Это изменило мою жизнь. Я понял, что моя работа состоит в пробуждении способностей в других людях».

Поначалу были некоторые вопросы о том, как построить двусторонний разговор с музыкантами. Как мог Бен добраться до мыслей своих музыкантов? Как они могли интерпретировать пьесу? Какие у них были любимые записи прошлого? Когда трубачам было бы удобней взять дыхание? Общение на репетициях традиционно было односторонним – от маэстро к музыкантам, а Бену нужно было найти способ установить двустороннее течение идей.

Он называет их белыми листами.

Перед каждой репетицией Бен кладет пустой листок бумаги на пюпитр каждого музыканта. Затем он предлагает музыкантам написать свои наблюдения, которые могут помочь им играть музыку более красиво. Это простое предложение выразить свои идеи – не идеи соседа, не пытаться угадать идеи дирижера, но искренне добавить свой собственный взгляд в процесс интерпретации музыкального произведения.

Поначалу предложения музыкантов касались только безопасных вопросов. Полученные Беном комментарии были о практических проблемах: о расположении частей, о счете и так далее. Но со временем, когда музыканты научились доверять искреннему интересу Бена, разговоры и идеи расцвели, углубились и дали новообретенную уверенность.

Магия белых листков Бена крылась в том, как они разожгли желание участвовать в процессе в каждом музыканте. С того времени члены оркестра стали делиться своими интуициями и ноу-хау о музыке и тем опытом, который они получали на каждой репетиции. Именно этого хотел маэстро Цандер. В своей книге «Искусство перспективы» он говорит: «В оркестре из сотни музыкантов неизбежно будут великие артисты, кто-то с глубоким и специализированным знанием проделанной работы, другие – с интуициями о темпе или структуре или отношениях внутри пьесы, о том предмете, о котором их никто никогда не просил высказаться».

Влияние белых листков за первые несколько репетиций было очень глубоким. Это был поворот в карьере – и не только для музыкантов, но и для Бена. «Белые листки дали мне интуиции, до которых я никогда не дошел бы сам, – сказал он нам. – Моя власть как дирижера не может быть подорвана никакими средствами. Она только усилилась, вместе с силой каждого музыканта». В этом сила связи с другими. [...]

Тридцать лет спустя эти белые листки все еще в ходу на каждой репетиции – и не только в Бостонском филармоническом оркестре, но и во всех оркестрах по всему миру, в которых Бен был приглашенным дирижером. Он сказал нам: «После репетиции я читаю каждый лист от каждого музыканта. Если я принимаю идею от музыканта, я строю с ним визуальный контакт в тот момент, когда мы играем определенный пассаж, я признаю его или ее заслугу на репетиции и на выступлении. Волшебно, что этот момент становится очень личным».

Из книги Дэвида Стерта "Great Work"



promo psilonsk february 12, 2015 18:07 17
Buy for 100 tokens
Ранее в сериале: История первая: договор Ариадны История вторая: лыжи, смоктульки и чаевые История третья: мертвец и розетка ​*** — Послушай, Леша, послушай меня, милый мой друг. Ты же менеджер проектов, так? Ты же не дебил, правильно? Я тебе на пальцах объясняю, а ты понять не можешь.…

  • 1
Один из принципов ISO 9001- максимальное вовлечение персонала в работу организации. Простыми словами - сбор обратной связи по работе компании, по улучшению проблемных мест, внедрение интересных и полезных идей сотрудников, признание их их идей и поощрение высказывания новых.

Спасибо за пост, оказывается, это работает даже в музыке :) Хорошо бы тыкнуть этим в нос тем, у кого "уникальный бизнес, нас невозможно разложить на процессы, у нас творчество, его нельзя формализировать".

Ах! Так скучаю по внедрению СМК! :)

Edited at 2015-10-30 08:04 am (UTC)

Что там ее внедрять: папочку заказчику отдал, ее на полочку аккуратно сложили и готово!

Ну-ну, спасибо за обесценивание.

За нее неплохо платят, так что никакого обесценивания!

Вы лично сталкивались с внедрением СМК, как ее внедряли - внутренними специалистами или внешними консультантами, если внешними, то что за фирма? И как себя при внедрении вел руководитель/собственник компании, где внедрялось?

Я сталкивался только с папочками, оставшимися после внедрения. Ну и один раз был сотрудником компании, где ее внедряли.

Эх, тогда сочувствую. Не довелось вам вкусить всей прелести внедрения, когда внезапно становится ясно за что работаешь, нагрузка распределена равномерно, базы данных подстраивают под удобство пользователя и все твои идеи поощряются.

Это внедрение СМК или просто выравнивание б-роцессов?

И то, и то.

Первый мой опыт - именно внедрение СМК как внутренний специалист, остальные - как консультант для внедрения СМК, так и выравнивания процессов под задачи собственника.

Я видел только красивые папочки с БП на Арисе + формы документивов+ положения всякие

Не, это скучно :( и не работает.

никто и не ставил целью, чтоб работало

Увы.... Это Россия, детка :(

Это работает везде, я думаю. )

Наверняка найдется более именитый дирижер-диктатор

"Несколько элементарных уроков ..."
Белые листки вижу. А что еще?

Белые листки - малозначимые частности, детали. Уроки же касаются необходимости коммуницировать, давать и получать обратную связь.

собственно это и хотел сказать. Белые листки - как конкретный метод в конкретных условиях

  • 1
?

Log in